Именно в этом надо искать причины того, что мужское насилиепротив женщин часто оправдывается и вина перекладывается нажертву

В Библии сказано: 'Муж есть глава жены, как и Христос главацеркви'. Это понимание определяет не только иерархию вотношениях человека и Бога, но и между полами. Мужчинепридаётся большая значимость, чем женщине, и, следовательно, онполучает власть над своей женой и женщинами вообще. 'Муж естьобраз и слава божья, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены,но жена от мужа. Не муж создан для жены, а жена для мужа', -говорится в одном из посланий апостола Павла.

В истории христианской религии о женщине говорили как о нечистом и бездуховном существе.

2) Вся история изобилует примерами того, как государственная власть одобряла насилие против женщин. Одним из самых знаменитых способов контроля за сексуальной жизнью женщины в средневековой Европе был так называемый пояс целомудрия.

Благородные рыцари, отправляясь в крестовые походы, надевалина своих жен железные трусики, чтобы они не нарушали верностьмужу. А сами рыцари, убивая неверных, насиловали их жен.

Вкаждом приличном хозяйстве средневековой Англии на стеневисело приспособление, напоминающее намордник для собак,украшенное острыми шипами. Оно предназначалось для обузданияболтушки 'с острым языком'. Если жена была, по мнению мужа,слишком болтливой, он отправлялся к судье. Судья выдавалжалобщику ордер на обуздание жены и женщине можно былонадеть намордник с острыми шипами.

Право на избиение замужней женщины было записано в законахдревней Руси и Англии того же периода.

В Американских колонияхвнесли изменение в ту часть закона, которая касалась избиенияженщин. Если раньше муж мог бить жену чем придётся, тосоответственно изменениям для наказания могла использоватьсяплетка не более, чем в палец толщиной. Это была прогрессивнаядля своего времени реформа наказаний женщины!

Не менее жестоким было узаконенное право первой ночи, покоторому все новобрачные крестьянки должны были пройти черезспальню помещика до того, как прийти в дом мужа. По существуэто была легализация насилия на государственном уровне.

Задевая честь жены, вы покушаетесь и на честь ее мужа. Потому во всех войнах женщины противной стороны становились жертвами массового изнасилования. Но лишь в недавнее время массовые изнасилования в ходе войны были признаны преступлением.

 

Один из самых мрачных периодов средневековья связан с такназываемой охотой на ведьм. Типичной жертвой охоты на ведьмбыла одинокая женщина, которая не зависела и не была вподчинении ни у одного мужчины. Жертвами охоты на ведьм, пооценкам историков, стали от 100000 до 200000 человек. Женщинысоставляли 80-90% всех уничтоженных за т.н. колдовство.

Охотники на ведьм уничтожали так называемую женскую медицину– т.е. знание и опыт, помогавший женщинам предохраняться отбеременности и в случае нужды прибегать к аборту. Эти знания оженской сексуальности давали женщине возможность самойрешать то, что касалось ее сущности и регулировать процессразмножения человечества. С точки зрения средневековогообщества, это давало женщине большую власть и было опасно.

Нужно было уничтожить женщин, которые не подчинялись и независели ни от одного мужчины. Для общества, в которомглавенствовали мужчины, они были бесполезны и даже опасны.

Пылавшие в средневековой Европе костры можно сравнить страдициями совсем другой культуры. В Индии вдов сжигали напохоронных кострах вместе с их умершими мужьями.

Ещё в 19 веке гражданами Европы были только мужчины, у женщингражданские права отсутствовали. У замужних женщин не былоправа на собственность, у них было лишь приданное. Женщины неимели избирательного права – они не могли ни избирать, ни бытьизбранными. Поскольку полагали, что женщины по своимспособностям ниже мужчин, их исключали при принятии важныхрешений, в том числе и от избирательного права.

По той жепричине женщины были изолированы от высшего образования. Всёэто поставило женщин в полную зависимость от мужчин и всю своюжизнь они находились в полной власти мужчин.

На протяжениивеков у мужчин было так называемое брачное право. В 19 векесчиталось абсолютно дозволенным для женатого мужчины и отцасемейства право наказания – т.е. использование физическогонасилия в отношении жены и детей без каких-либо последствийдля него.

 

3) Современное женское движение возникло в 19 веке. Оноактивизировало религиозные круги снова ополчиться противженщин. Во многих текстах европейских философов 19 векаприсутствует мужское превосходство и презрение к женщинам.

Лучше всего традиция насилия против женщин отразилась взнаменитом высказывании Ф. Ницше 'Отправляясь к женщине незабудь плётку!' Было создано немало теорий о мужскомпревосходстве перед женским полом. Возможно, они сталиоснованием для теории о превосходстве арийской расы над всемиостальными, пропагандировавшейся в гитлеровской Германии 20века.

4) Преобразование средневекового патриархального жизненногоуклада началось с приходом капитализма. Создававшеесяпроизводство требовало рабочих рук. Женщины, которые до тоговыполняли неоплачиваемые работы по дому, в поле, находились врабской зависимости, стали получать деньги за свой труд. У нихвозникли собственные средства к существованию.

 Следующимшагом стало использование заработанных денег и для собственногопредпринимательства. Приобщение к миру бизнеса потребовало отженщин больших знаний. В университетских аудиториях появилисьпервые женщины-студентки. П олучив высшее образованиеженщины поняли, что они могут и готовы наравне с мужчинамипринимать решения, касающиеся всего общества. Пришло время,когда женщины добились для себя избирательного права. Мужскойконтроль над женщинами постоянно терял силу.

Мужская потребность доминировать над женщинами, исходящая изобщей идеологии их превосходства, а также подавляемая агрессияпротив работодателей, 'правящих' ими, находит выход в семье.

Накапливающееся напряжение создаёт большой риск для взрыванасилия дома. Насилие направляется против женщин, потому чтомужчина не боится наказания за расправу над 'своей' женщиной,будь то жена или партнёр. А насилие в отношении вышестоящего,например, работодателя, непременно будет наказано.

 

 

2. Насилие детей было чертой мирового общества на протяжении многих веков. Во многих ранних культурах убийство детей было приемлемым методом планирования семьи либо способом избавления от слабых, недоношенных или больных. Детей убивали также в ритуальных целях. Например, считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам, поможет справиться с болезнями, обеспечит здоровье, силу и молодость; чтобы обеспечить прочность важных зданий, детей хоронили под фундаментами и замуровывали в стены.

На протяжении длительного времени дети были собственностью, „движимым имуществом” родителя, который обладал абсолютным контролем над их жизнью и смертью. Например, существовала даже практика „аренды” детей, которая в США сохранялась вплоть до середины XX века.

Однако попытки противодействовать жестокому обращению с детьми также известны с древности. Еще в IV в. до н.э. Платон выражал протест против того, чтобы учителя избивали детей. Многие мыслители прошлого полагали, что насилие по отношению к детям служит причиной значительной части негативных явлений в обществе. Святой Августин афористически высказал эту мысль: „Дайте мне других матерей, и я дам вам другой мир” [5, с.7]

Первое общество по предотвращению жестокого отношения к детям было основано в 1884 году в Лондоне. За первые три года своего существования оно столкнулось с 762 случаями насилия детей в семье. Сюда входили: изнасилование (333), голодание (81), опасная жестокость (130), заброшенность (30), оставление ребенка на произвол судьбы (70), другие случаи (116) и смертельный исход (25). Самые жестокие 132 случая были переданы на рассмотрение в суд; было вынесено 120 приговоров.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале ХХ века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций на своей пятой сессии принять Женевскую декларацию прав ребенка 26 ноября 1924 г. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Необходимость данного действия была обусловлена рядом причин мирового масштаба: высокий процент детской смертности, недоступность детского здравоохранения, ограниченные возможности получения детьми базового образования, использование взрослыми детей с целью наживы на вредных производствах и в сфере сексуальных услуг, печальные судьбы детей-беженцев и детей-сирот как жертв военных действий и т.д.

Женевская Декларация провозглашала идею особой заботы о детях „ввиду их физической и умственной незрелости”; она основывалась на следующих 5 принципах международно-правовой защиты детей:

•   ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного (пр. 1);

•   голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования (пр. 2);

•   ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии (пр. 3);

•   ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации (пр. 4);

•   ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения (пр. 5).

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны – все человечество должно заботиться о благополучии детей.

В настоящее время оригинал документа хранится в городском архиве Женевы. На нем стоят подписи делегатов Ассамблеи, в частности, ЭглантинДжебб, Януша Корчака – польского врача и педагога, Гюстава Адора – бывшего президента Швейцарской Конфедерации.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 г. Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что „ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения”. Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить „обеспечить детям счастливое детство”.

К концу 1970-х гг. уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 г. была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 г. – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989 гг.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и получил название Конвенции о правах ребенка – международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках (все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали). Вступила в силу данный документ 2 сентября 1990 года. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Все положения Конвенции сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей. Это выживание, развитие, защита и обеспечение участие в жизни общества.

· право на выживание охватывает права ребенка на жизнь и удовлетворение его потребностей, которые составляют основу существования; оно включает в себя достойный жизненный стандарт, кров, питание и доступ к медицинскому обслуживанию;

· право на развитие включает в себя, то, что необходимо детям для достижения наибольшего развития своих способностей: право на образование, игру, отдых, доступ к информации, свободу мысли, совести и выбора религии.

· право на защиту требует, чтобы дети были защищены от насилия и эксплуатации. Особое внимание обращено на проблемы беженцев, детей-жертв пыток и насилия, детского труда, потребления наркотиков и сексуальной эксплуатация несовершеннолетних;

· право на участие позволяет ребенку принимать активное участие в жизни общества и страны. Они включают свободу иметь и высказывать свое мнение по проблемам, касающимся жизни детей; право вступать в организации и право на мирные собрания. По мере взросления дети должны иметь все возрастающие возможности для активного участия в общественной жизни, подготовиться к принятию ответственности за жизненноважные решения.

В Конвенции закрепляются четыре общих принципа (ст. 2, 3, 6, 12).

Недискриминация (ст. 2) – государства-участники подписания Конвенции должны обеспечить, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, могли осуществлять свои права;

Наилучшее обеспечение ребенка (ст. 3) – при принятии государственными властями решений, затрагивающих детей, должно уделяться первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка;

Право на жизнь, выживание и развитие (ст. 6) – целью указанной нормы является не только поддерживание и развитие, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального, культурного развития;

Взгляды ребенка (ст. 12) – детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам.

К 2002 г. Конвенцию ратифицировало 191 государство (ратифицирована СССР (Россией как правопреемником) 15 сентября 1990 г.)). Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п.

Определенный прогресс, достигнут в вопросах защиты прав детей и Российской Федерацией. К числу положительных изменений в законодательстве можно отнести ужесточение уголовной ответственности за изготовление порнографических материалов с использованием изображений несовершеннолетних, а также вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией.

Не смотря на наличие обширной международной правовой базы, призванной защищать ребенка, в том числе от насилия в семье, на сегодняшний день, еще слабо развиты и законодательно не закреплены механизмы выявления фактов насилия детей в семье. Не разработан мониторинг за исполнением законодательства по защите прав детей от насилия в семье.

Улучшение экономической ситуации, рост расходов на социальную сферу, развитие системы учреждений социального обслуживания, укрепление их кадрового потенциала создают благоприятные условия для активизации усилий, направленных на предотвращение жестокого обращения с детьми. Однако практическая реализация этих предпосылок зависит от осознания значимости проблемы жестокого обращения с детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровне, каждым специалистом, работающим с детьми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: