Методические основы ППФП

ЛЕКЦИЯ №5

«ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ И ЕЕ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Одна из задач, стоящая перед системой физического воспитания - способствовать освоению занимающимися многочисленных форм общественно полезной деятельности.

В процессе занятий физическими упражнениями у человека формируется социально-психологические качества. Это находит отражение в повышении у занимающихся физической культурой социальной и трудовой активности, которая выражается в повышении производительности труда.

Систематическая физическая тренировка является важным способом повышения уровня профессиональной работоспособности.

В процессе выполнения физических упражнений достигается высокий уровень развития и функционирования физиологических систем, обеспечивающих способность продуктивно трудиться.

Физические упражнения ведут к ряду положительных сдвигов в организме: совершенствуется взаимодействие процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, регуляция вегетативных функций, улучшается состав и функция крови, работа сердца, движение крови по сосудам (гемодинамика), кровоснабжение головного мозга, что очень важно при напряженной умственной работе, улучшается биомеханика внешнего дыхания, обмен газов в легких, энергетическое обеспечение мышечной деятельности.

У занимающихся физической культурой наблюдаются более высокие показатели профессиональной работоспособности, чем у не занимающихся.

Физическая тренировка изменяет телосложение человека, содействует повышению надежности сердечно-сосудистой системы, испытывающей большую нагрузку в процессе врачебной деятельности.

Сердце у занимающихся систематически физическими упражнениями увеличивается в размере, это приводит к увеличению силы его сокращения, благодаря чему во время работы может увеличиваться систолический объем крови.

Морфологическая перестройка сердца не ограничивается разрастание сердечной мышцы, утолщением стенок желудочков и предсердий, отмечается, увеличение диаметров отверстий сердца, емкости коронарных сосудов. Вес сердца занимающегося физическими упражнениями составляет от 350 до 500 г; у не занимающихся - 250-300 г.

Такое сердце способно лучше и надежнее работать, обладает большей устойчивостью к стрессовым ситуациям.

В частности, систолический объем крови достигает у регулярно занимающихся физическими упражнениями до 203 мл, у не занимающихся 100 мл.

Минутный объем составляет 35-40 л, у не занимающихся - 22-25 л. Поэтому слабо тренированный человек не может длительно выполнять ту или иную работу, так как его сердце не может проявить работоспособность, обеспечивающую питание работающих органов.

Большое влияние физические упражнения оказывают на дыхательную систему, что наиболее ярко проявляется в увеличении окружности грудной клетки и особенно в разнице между окружностью при вдохе и выдохе.

Физические упражнения, связанные с усиленным дыханием, приводя к расширению бронхов, благодаря чему уменьшается сопротивление движению воздуха при большой вентиляции легких.

 

Наиболее показательным в дыхательной системе является такое физическое качество как выносливость.

Физические упражнения является важным средством профилактики таких заболеваний как атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь сердца.

Занятия физической культурой, всесторонне влияя на занимающихся достаточно эффективно формируют отдельные профессионально важные для работников сферы искусства физические и психические качества.

Физическая тренировка, специальные физические упражнения способствуют формированию и совершенствованию таких необходимых качеств как сила (статичная, силовая выносливость), быстрота, ловкость и координация движений.

Систематическая тренировка совершенствует ряд вегетативных функций человека, в итоге значительно повышается жизнеспособность организма в условиях пребывания в неблагоприятной внешней среде.

Под влиянием активной мышечной деятельности и закаливания повышаются устойчивость и выносливость организма к высокой и низкой температуре, резким ее колебаниям.

Систематические занятия физическими упражнениями существенно увеличивают сопротивляемость организма к стрессовым ситуациям, которы часто встречаются в деятельности работника сферы искусства и тем самым содействуют формированию эмоциональной устойчивости.

Хорошее состояние физической подготовленности обеспечивает экономное осуществление обменных процессов и функции кровообращения в организме, становится предпосылкой быстрой и полной мобилизации системы кровообращения в стрессовых ситуациях.

Формирование эмоциональной устойчивости в процессе занятий физической культурой и спортом способствует целый ряд факторов: положительные эмоции, характерные для физической тренировки, различные физиологические изменения, определяющие повышение продуктивности в работе и устойчивость психических функций.

Большое значение имеет накопленный опыт выполнения двигательных задач в условиях высокого эмоционального возбуждения, тренировка волевых усилий, необходимых для преодоления стресса, высокая физическая подготовленность, предопределяющая уверенность в своих силах и снижение стресса.

В процессе физического воспитания успешно совершенствуются волевые качества, характеризующие накопление в ходе занятий опыта волевого поведения, преодоление трудностей в тренировочной и соревновательной ситуациях, преодоление психических стрессов.

Эффективность волевой подготовки в процессе физического воспитания повышается, если она носит целенаправленный характер, особенно это важно для специального развития отдельных качеств.

Активный двигательный режим, широкое использование физических упражнений эффективно предупреждать снижение функциональных возможностей организма и тем самым помогают человеку долгие годы сохранять профессиональную работоспособность.

Процесс физического воспитания в художественном вузе должен быть направлены на ясное представление о задачах, средствах и методах тренировки, что должно привести, в частности, к развитию необходимых физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

 

Практическое занятие по физическому воспитанию должно быть правильно построено, с постепенным повышением физической нагрузки, увеличение ее объема и усложнением двигательных навыков.

Для образования и закрепления двигательных навыков на практических занятиях необходимо многократно повторять упражнения.

Повторяемость практических занятий регламентируется сочетанием работы и отдыха.

Урок по физическому воспитанию состоит из трех частей - подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия по физическому воспитанию ставит задачу подготовить организм к более интенсивной нагрузке.

Физические упражнения предупреждают нарушения здоровья, вызываемые чрезмерным ограничением двигательной активности.

Для того, чтобы сохранить здоровье, необходима работа скелетной мускулатуры, которая тонизирует нервную систему, создает оптимальный уровень обмена веществ и необходимый уровень кровообращения для работы сердца.

При недостатке движений уменьшается поток афферентных импульсов иот мышц в центральную нервную систему.

Это ограничивает возбудительный процесс в головном мозге, обмен веществ оказывается нарушенным, а работа сердца слишком слабой для того, чтобы поддерживать деятельность организма на нормальном уровне.

При ограничении двигательной активности часто развивается ряд заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Это атеросклероз, гипертоническая болезнь, ожирение и другие. Физические упражнения могут иметь важное значение в предупреждении этих заболеваний, поэтому широкое развитие физической культуры следует расценивать как важный фактор социальной профилактики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ППФП

 

Теория и практика позволяют наметить следующие пути повышения прикладной действенности физического воспитания студентов художественных вузов.

Первый путь — увеличение количества времени на физическое воспитание. Второй путь — активные занятия спортом, третий — целенаправленное формирование профессионально важных свойств и качеств личности занимающихся в процессе физического воспитания.

Целесообразность использования первого пути очевидна. Важно, чтобы студенты систематически занимались физическим воспитанием на протяжении всех лет обучения в вузе и, окончив его, продолжали занятия и в дальнейшем.

Многочисленные данные позволяют утверждать, что увеличение объема занятий физической культурой полезно для всех категорий специальности, так как это ведет к снижению утомления, улучшению состояния здоровья, является профилактикой заболеваний.

Существуют оптимальные пределы физической подготовки для представителей различных профессий и возрастных групп.

В общем, для людей до 30 лет рекомендуется заниматься физическими упражнениями в объеме 6-10 часов, а лицам старше 30 лет - 2-6 часов в неделю, при этом ЧСС должна быть 110-140 уд./мин.

Прикладная действенность спорта объясняется прежде всего тем, что он требует от занимающегося проявления работоспособности, трудолюбия крепкого здоровья, развития моральных, физических и психических качеств.

Однако, только увеличение времени на физическое воспитание и широкое привлечение к занятиям спортом студентов не решает полностью проблем реализации задач ППФП.

Эффективность этих путей в первую очередь зависит от того, в какой мере используемые средства физического воспитания способствуют реализации требований, предъявляемых трудовой деятельностью к личности специалиста.

Наиболее действенным и перспективным способом психофизической подготовки к труду является целенаправленное формирование у человека профессионально важных для него свойств и качеств средствами физического воспитания в соответствии с задачами ППФП.

В связи с этим необходимо преимущественно развивать профессионально важные качества, а именно: физическую работоспособность и выносливость, быстроту психомоторных реакций, точность дозированных движений рук (особенно пальцев), внимательность, эмоциональную устойчивость.

Из спортивных игр активно использовать элементы баскетбола, волейбола, мини-футбола, настольного тенниса, на занятиях по легкой атлетике больше времени уделять соревновательным методам — эстафетам, различным стартам.

Широко использовать упражнения на координацию движений, дыхательную гимнастику и специальные упражнения, способствующие эффективному расслаблению мышц.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: