Процесс коллективного планирования воспитательной работы в школе на учебный год можно представить следующими этапами

1 этап — анализ опыта работы, осмысление его результатов, того, что достигнуто в развитии личности и коллектива. На этом этапе можно выделить две стадии: сбор информации и ее обработка.

2 этап — определение и формулировка воспитательных задач. Он неразрывно связан с первым, так как в ходе аналитической работы определяются и окончательно формулируются задачи. В ряде школ на сборе представителей классных коллективов организуется коллективная «мозговая атака» по анализу работы и формулировке задач школьного коллектива на следующий год. Очень важно на данном этапе, чтобы задачи воспитательной работы, стоящие перед педагогами, трансформировались в задачи всего ученического коллектива.

3 этап — коллективный поиск полезных дел, правильных действий, которые могут обеспечить достижение положительных результатов, выполнение намеченного. Поиск дел проводится на разных уровнях и направлениях: общешкольные (ключевые) дела; содержание и формы работы клубов, штабов, кружков; школьные праздники и объекты повседневной заботы; дела на радость себе и другим. Используют следующие приемы привлечения всех членов коллектива к поиску: «разведка» полезных дел, конкурс на лучшее предложение в план, «копилка» предложений, аукцион идей, знакомство с опытом других школ, обзор интересных дел коллективов, анкетирование и др.

 

4 этап — отбор содержания и форм работы, обобщение предложений членов коллектива и составление проекта плана воспитательной работы. Целесообразно оформить проект в виде план-сетки, чтобы легче было представить загруженность плана, распределение дел по времени. Такая форма удобна и для ознакомления с проектом других членов коллектива. Составляют план педагоги под руководством заместителя директора школы, привлекая актив учащихся, согласуя с ними организационные вопросы.

5 этап — обсуждение и утверждение плана воспитательной работы с ученическим коллективом на педсовете.

6 этап — составление планов, обеспечивающих выполнение поставленных задач в области воспитания школьников и реализации намеченной работы с ученическим коллективом. Это план методической работы с учителями, учебы ученического актива, план контроля за воспитательной работой, планы совещаний, собраний, педсоветов и т. д, В создании таких планов участвуют все члены педагогического коллектива, актива учащихся.

7 этап — обсуждение и утверждение плана работы ученического коллектива на сборе (собрании) всех детей или конференции с участием представителей первичных коллективов.

8 этап — планирование в первичных коллективах с учетом общешкольного плана.

Отметим, что выделение этих этапов весьма условно. В реальной практике некоторые из них совпадают, тесно взаимосвязаны и сопровождают друг друга. Процесс планирования воспитательной работы на учебный год протекает в период с марта — апреля до конца сентября. Планирование воспитательной работы в школе тесно взаимосвязано с планированием в классных коллективах.

Этапы планирования работы в классном коллективе

              Примерные этапы планирования воспитательной работы в классном коллективе на учебный год можно представить следующим образом.

1. Коллективный анализ воспитательной деятельности класса с привлечением родителей, всех учащихся и определение задач на следующий год — апрель — май

2. Составление анализа воспитательной работы классным руководителем и формулировка задач воспитания — начало июня.

3. Составление предварительного варианта плана воспитательной работы с учетом воспитательных и организационно-педагогических задач — июнь.

4. Коллективное планирование воспитательной работы в ученическом и родительском коллективе, организованное классным руководителем, — 1—3-я недели сентября.

4.1. Знакомство учащихся с событиями в стране в очередном году, опытом и формами участия детей в различных делах, обзор событий школьной жизни.

4.2. Сбор предложений в план работы:

 

4.3. Определение или уточнение тематики классных воспитательных часов, предложенных классным руководителем (анкета, коллективное обсуждение).

 

4.5. Обсуждение содержания, форм работы с родителями и детьми на родительском собрании.

4.6.Обработка предложений детей и родителей классным руководителем, активом школьников и родителей,

4.7. Обсуждение воспитательных задач, составление проекта плана на сборе актива родителей и учащихся.

4.8. Знакомство с проектом плана всего коллектива.

4.9. Сбор-старт по планированию работы коллектива.

5. Составление плана классного руководителя, конкретизация его предварительного варианта, внесение корректив с учетом материалов коллективного планирования, плана ученического коллектива.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: