Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной скоростью

   Упражнения для развития быстроты перемещения в волейболе:

   1. По зрительному сигналу бег на 10 – 15 м из различных исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа, лицом вверх и вниз (по отношению к стартовой линии занимающийся принимает самые разнообразные положения).

2. Бег на 10 - 30 м с максимальной скоростью: лицом вперед, боком, вперед «скрестным» шагом.

3. Ускорения во время бега различными способами в пределах границ площадки: от лицевой линии до линии нападения, с середины площадки до сетки, по диагонали площадки (зоны 1 – 4 и 5 – 2; рис. 1).

4. Бег с резкой сменой направления и быстрыми остановками. «Челночный» бег на отрезки 5 и 10 м (лицом вперед и спиной вперед).

5. Имитационные упражнения с акцентировано быстрым выполнением ка­кого-то отдельного движения.

6. Быстрые перемещения, характерные для волейбола, с последующей имита­цией или выполнением технического приема.

  При выполнении имитационных упражнений в сочетании с упражнениями, направленными на развитие быстроты перемещений, следует учитывать специфику волейбола. Имитируемые технические приемы должны учитывать закономерности перемещений в игре. Например, после перемещения к сетке должен следовать напа­дающий удар и т. д. [3]

 

 

 

     
 
Рисунок 1 – Расположение зон волейбольной площадки    

 


   1.3. Оценка скоростных способностей

   Контрольные оценки скоростных способностей делятся на группы, соответствующие их формам проявления. Время простой двигательной реакции определяют с помощью «эстафетного» теста (рис. 2).

Рука испытуемого вытянута ребром ладони вниз. На расстоянии 1-2 см от ладони исследователь удерживает линейку (длиной 40 см), нулевая отметка находится на уровне нижнего края ладони. В течение 5 с после предварительной команды «Внимание!» исследователь отпускает линейку. Задача испытуемого – быстро сжать пальцы и поймать падающую вниз линейку как можно раньше. Быстроту реакции определяют по расстоянию от нулевой отметки до нижнего края ладони (до хвата). Оценки теста показаны в таблицах 1.1 и 1.2 [2].

   Для оценки максимальной частоты движений применяют теппинг-тест. Он заключается в нанесении рукой точек в квадрате 8 × 8 см в максимальном для испытуемого темпе в течение 10 с. Пробу повторяют дважды, учитывают среднее значение двух проб (оценки см. в табл. 1.1 и 1.2).

Частоту движений, а также скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях можно определить по количеству шагов, сделанных за 5 с в беге на месте, результатам бега на 60 м и бега на 30 м сходу (оценки см. в табл. 1.1 и 1.2).

 

 

Таблица 1.1 – Оценка скоростных способностей юношей

Оценка

Частота движений

Частота

одиночного движения

Теппинг-тест 10 с, кол-во

движений

                      Бег

на месте 10 с, кол-во шагов 30 м сходу, с  60 м, с «эстафетный» тест
удовлетв. 63  46 4,2 8,8 18,0
хорошо 73  48 3,9 8,5 17,0
отлично 83  50 3,6 8,2 16,0

 

 

Таблица 1.2 – Оценка скоростных способностей девушек

Оценка

Частота движений

Частота

одиночного движения

Теппинг-тест 10 с, кол-во

движений

                    Бег

на месте 10 с, кол-во шагов 30 м сходу, с  60 м, с «эстафетный» тест
удовлетв. 56 32 5,9 10,0 17,0
хорошо 67 36 5,1 9,7 16,0
отлично 78 40 4,3 9,4 15,0

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

Развитие быстроты.

1.  Дать определение физического качества быстрота.

2. Перечислить формы скоростных способностей человека. Дать их характеристику.

3. Перечислить основные методы развития скоростных способностей волейболиста.

4. Назвать основные средства воспитания быстроты. Перечислить несколько упражнений для развития быстроты перемещения в волейболе.

5.  Какими тестами оцениваются скоростные способности волейболистов?

 

 

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.   Рекомендации по развитию скоростно-силовых качеств на занятиях по волейболу: методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» /Сост. ст. преп. Е.И. Потёмкина, – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2009. – 20 с.

2.    Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /Ж.К. Холохов, В.С. Кузнецов - М.: Академия, 2001. – 479 с.

3. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей /В.А. Романенко – Донецк: Изд-во Донецкого национального университета, 2005. – 290 с.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: