Средства воспитания быстроты сложных двигательных ре акций

ТЕМА: БЫСТРОТА И РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ВОЛЕЙБОЛ».

 

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

1. БЫСТРОТА И РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ……………………….1

1.1. Методические рекомендации для развития скоростных способностей волейболиста………………………………………..............................................2

1.2. Средства воспитания быстроты волейболиста………………….……3

1.3. Оценка скоростных способностей…………………………………….5

2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ……………………………………………………………..7

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..7

     

 

БЫСТРОТА И РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ

                             СПОСОБНОСТЕЙ

 

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечи­вающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных усло­вий промежуток времени.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся следующие формы быстроты: быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой) называется простой реакцией. Примером такого вида реакции является начало дви­гательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризую­щихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий, например, в спортивных играх. Большинство сложных двигательных реакций – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, соответст­вующее данной ситуации). Такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект.

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (движение рукой при подаче мяча) тоже характеризует скоростные способности.

Частота, или темп движений – это число движений в единицу времени.

В играх есть еще одно проявление скоростных качеств – быстрота торможе­ния, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться или начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда фак­торов:

  - лабильности центральной нервной системы;

  - соотношения быстрых и медленных волокон в мышечной ткани;

  - силы мышц;

  - способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в рас­слабленное;

  - энергетических запасов в мышце;

- амплитуды движений;

- способности к координации движений при скоростной работе;

- возраста и пола;

- врожденных способностей человека.

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. В процессе за­нятий повышение скорости движений достигается не только воздействием на собст­венно скоростные способности, но и – через воспитание силовых, скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствования тех­ники движений, т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых су­щественно зависит проявление тех или иных качеств быстроты

 

Методические рекомендации для развития скоростных способностей волейболиста.

 

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1) Метод повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость перемещения. Суть его заключается в выполнении упражнения с ­предельной и максимальной скоростью. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается заданная быстрота перемещения (обычно 5 – 10 с). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать восстановле­ние частоты пульса до исходных величин.

2) Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при напа­дающем ударе с отягощением на кисть, перемещения с отягощением и т. п.

3) Метод переменного упражнения с варьированием скорости по заданной программе.

При использовании этого метода чередуются движения с высокой интенсив­ностью (в течение 4 - 5 с) и движениями с меньшей интенсивностью. Вначале на­ращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют. Это повторяют несколько раз.

4) Соревновательный метод, который применяется в форме различных трени­ровочных состязаний (прикидки, эстафеты) и финальных соревнований. Эффектив­ность данного метода очень высокая, поскольку занимающимся с различной физи­ческой подготовленностью предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

5) Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортив­ных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений.

 

   1.2. Средства воспитания быстроты волейболиста.

Средства воспитания быстроты сложных двигательных ре акций

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделирова­нием в занятиях двигательных ситуаций и систематическим участием в соревнова­ниях. Для этого необходимо использовать специальные подготовительные упражне­ния, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в конкретной двигательной деятельности

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект особое вни­мание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахожде­ния и фиксации летящего мяча в поле зрения. Время, за которое летящий мяч фик­сируется зрением, составляет значительную часть всего времени сложной двига­тельной реакции – обычно больше половины. Для сокращения этого времени воспи­тывают умение заблаговременно включать и «удерживать» летящий мяч в поле зре­ния, а также умение заранее предусматривать возможные его перемещения.

При воспитании быстроты реакции выбора необходимо стремиться научить занимающихся пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях соперника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой соперника, ми­микой, подготовительными действиями, манерой поведения.

Применяя для совершенствования реакции выбора специальные подготови­тельные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтер­натив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий [2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: