ТЕМА: БЫСТРОТА И РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ВОЛЕЙБОЛ».
СОДЕРЖАНИЕ
1. БЫСТРОТА И РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ……………………….1
1.1. Методические рекомендации для развития скоростных способностей волейболиста………………………………………..............................................2
1.2. Средства воспитания быстроты волейболиста………………….……3
1.3. Оценка скоростных способностей…………………………………….5
2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ……………………………………………………………..7
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..7
БЫСТРОТА И РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся следующие формы быстроты: быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой) называется простой реакцией. Примером такого вида реакции является начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий, например, в спортивных играх. Большинство сложных двигательных реакций – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, соответствующее данной ситуации). Такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект.
Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (движение рукой при подаче мяча) тоже характеризует скоростные способности.
Частота, или темп движений – это число движений в единицу времени.
В играх есть еще одно проявление скоростных качеств – быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться или начать движение в другом направлении.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
- лабильности центральной нервной системы;
- соотношения быстрых и медленных волокон в мышечной ткани;
- силы мышц;
- способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
- энергетических запасов в мышце;
- амплитуды движений;
- способности к координации движений при скоростной работе;
- возраста и пола;
- врожденных способностей человека.
Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. В процессе занятий повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и – через воспитание силовых, скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствования техники движений, т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты
Методические рекомендации для развития скоростных способностей волейболиста.
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
1) Метод повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость перемещения. Суть его заключается в выполнении упражнения с предельной и максимальной скоростью. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается заданная быстрота перемещения (обычно 5 – 10 с). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать восстановление частоты пульса до исходных величин.
2) Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисть, перемещения с отягощением и т. п.
3) Метод переменного упражнения с варьированием скорости по заданной программе.
При использовании этого метода чередуются движения с высокой интенсивностью (в течение 4 - 5 с) и движениями с меньшей интенсивностью. Вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют. Это повторяют несколько раз.
4) Соревновательный метод, который применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку занимающимся с различной физической подготовленностью предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
5) Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений.
1.2. Средства воспитания быстроты волейболиста.
Средства воспитания быстроты сложных двигательных ре акций
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях двигательных ситуаций и систематическим участием в соревнованиях. Для этого необходимо использовать специальные подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в конкретной двигательной деятельности
При воспитании быстроты реакции на движущийся объект особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации летящего мяча в поле зрения. Время, за которое летящий мяч фиксируется зрением, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции – обычно больше половины. Для сокращения этого времени воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» летящий мяч в поле зрения, а также умение заранее предусматривать возможные его перемещения.
При воспитании быстроты реакции выбора необходимо стремиться научить занимающихся пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях соперника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой соперника, мимикой, подготовительными действиями, манерой поведения.
Применяя для совершенствования реакции выбора специальные подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий [2].