Основные типы этических учений и их историческая эволюция

Вопрос 2.1 уделяет внимание специфике нравственных воззрений Древней Индии и Древнего Китая. Необходимо подчеркнуть, что этическая мысль в этих странах являлась проявлением религиозно-мифологического мировоззрения и, в основном, носила традиционно-идеологический характер. Рассматривая нравственные воззрения в Древней Индии обратитесь к этическим программам брахманизма и буддизма. Подчеркните их направленность не на практическую активность, а на обретение блаженства. В брахманизме это соединение индивидуальной души «атман» с мировой душой «брахман», что выражается в понятии «мокша». В буддизме это состояние блаженства называется «нирвана». Нравственная сущность человека выражается в подавлении собственных желаний (или собственного «Я»), отказ от чувственной радости жизни в угоду богам или традициям. Добродетель отождествляется со смирением и покорностью. Основной способ избавления от страданий это духовная работа над собой через веру в сверхъестественное.

Анализируя этические программы Древнего Китая, следует рассмотреть даосизм и конфуцианство. В даосизме нравственность связана со строгим следованием «Дао». В конфуцианстве (основоположник Конфуций VI век до н.э.) мораль автономна и основана лишь на традициях. Центральными понятиями являются: гуманность «жень», соблюдение ритуалов «ли» и долг, справедливость «и» и др. Этика Древнего Китая препятствовала развитию личной самостоятельности человека в вопросах морали. Сама же мораль также не получала достаточного совершенствования, поскольку её источник базировался на традициях, Этика Древнего Китая препятствовала развитию лично самостоятельности человека в вопросах морали. которые сложились еще в родоплеменном Китае.

Победа демократических форм организации общественной жизни приводит к мировоззрению, в котором утверждаются новые представления об обществе, человеке и нравственности Начинается новый период в этической мысли (см. вопрос  2.2)

Античная этическая мысль, в основном, представляла собой учение о добродетелях и добродетельном поведении. Рекомендуется остановиться на особенностях предэтики (Гомер, Гесиод и семь мудрецов), обратить внимание, что на этом этапе определяется предмет первых этических размышлений: противоречие между благом целого (племени, народа, полиса) и благом отдельных личностей. Затем перейти к этике Сократа и обратить внимание на нравственные ценности как высшие добродетели, под которыми Сократ понимал не материальные блага, а знание. Студентам следует раскрыть его изречения «Я знаю, что ничего не знаю» и «Познай самого себя».

Следующий этап этической мысли связан с Аристотелем. Он завершает превращение этики в самостоятельную область знания, обозначил её предмет и отличительные признаки. Этика Аристотеля состоит из трёх частей: учение о высшем благе, учение о природе добродетелей и учение о конкретных добродетелях. Аристотель одним из первых приблизился к пониманию общественной природы морали, определяет высшее благо как прекрасное выполнение человеком своего предназначения в обществе. Добродетель, по Аристотелю, есть «золотая середина» между избытком и недостатком какого-то человеческого качества.

 В период кризиса древнегреческой культуры этическая мысль связана с именем Эпикура. Обратите внимание, что его этика сложилась как этика эвдемонизма, т.е. этика счастья. В центре – человек, свободный от страхов, пороков. Главная добродетель это мудрость.

Таким образом, античная этика выделяла в человеке его разум, способный вести его к добродетельной жизни. Это можно назвать античным гуманизмом, который был ограничен, поскольку относился к свободным гражданам, но не к рабам.

   Вопрос 2.3 рассматривает религиозную этику, прежде всего, этика христианства. Необходимо отметить особенности религиозной этики, выделить наиболее сложные проблемы христианской морали: проблема источника и природы зла, свободы выбора человека, ответственности человека и др. Следует подчеркнуть, что основа всех ценностей и требований христианской нравственности – любовь как выражение сущности Бога. Рекомендуется провести сравнение религиозной этики с этикой Античности, т.е. показать, в чем христианская этика сделала шаг вперёд по сравнению с античной и в чем она проиграла.

По желанию студенты могут обсудить также этику Ислама, подчеркнуть её особенности, сконцентрировать внимание на такой её направленности, которая ориентирует человека на практическое поведение.

Вопрос 2.4 предлагает раскрыть новый тип этического знания, исходящего из натуралистической этики, т.е. когда этика трактуется как наука о психологии, аффектах и поведении человека. Натуралистическая этика выводит законы поведения человека из природы. Следует показать особенности натуралистической этики через трёхуровневую мораль Т.Гоббса. Главная её идея заключается в том, что именно общественное благо, общественная польза, общественный интерес являются принципом человеческих добродетелей и основой морали.

 В этом же разделе рекомендуется раскрыть этику немецкого философа И. Канта (1729 – 1804). Исходная аксиома кантовской этики реализуется как закон, который имеет силу в качестве морального закона независимо от опыта и не требует подтверждения опытом. Его основа есть добрая воля. Но волей обладает только разумное существо. Воля есть практический разум. Объективным принципом воли является нравственный закон. Кант называет его категорическим императивом. Именно из него выводится вся человеческая нравственность. Закон гласит: «существует только один категорический императив, а именно: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Долг, по Канту, есть необходимость действия из уважения к нравственному закону. Именно через долг утверждается внутреннее достоинство личности.

И.Кант выступил против натуралистической этики, рассматривая свободу как нравственный выбор, что свойственно не природе, а человеку с его волей и разумом. Кантовская этика утверждает моральный закон как суть исторического развития, как основу автономности личности.

Вопрос 2.5 рассматривает  многообразие современных этических учений, классифицируя их в две большие группы: нео классические и не классические. Разделение произошло на рубеже XIX-XX веков. Неоклассические этические учения продолжали искать корни морали в общих основаниях. Неклассические - искали их в человеческой индивидуальности, в особых личностях.

В ходе обсуждения специфику неоклассической этической мысли следует раскрыть через этику марксизма и эволюционную этику. Марксизм видел корни морали в общественном бытии жизни. Изучение морали было поставлено на основу объективного и исторического детерминизма. Эволюционная этика искала корни морали в законах биологической эволюции. Её представитель – английский социолог Г. Спенсер. Здесь же следует рассмотреть и этику социал-дарвинизма (Т. Гексли), для которого главный моральный закон – закон естественного отбора.

Неклассическую этику рекомендуется рассмотреть через этику Ф.Ницше (1844-1900). Он осуществляет критику существующей морали, выделяя два типа – мораль рабов и мораль господ. Мораль рабов он отвергает, считает её ошибочной, это «мораль стада, а не личности». В ней добро и зло противостоят, при этом признаётся первичность зла, а понятие доброго возникает как антипод. Ницше считал, что следует эту мораль преодолеть, т.е. осуществить прорыв по ту сторону добра и зла. Такой прорыв связан со сверхчеловеческой моралью. Это и есть мораль господ.Особо следует подчеркнуть, в чем особенность сверхчеловеческой морали. По мнению Ницше она утверждает новую действительность, где нет противопоставлений добра и зла. Носителями такой морали являются особенные личности (знатные, благородные, с сильной волей) – «сверхчеловеки». Отсюда напрашивается вывод, что этика Ницше иррационалистическая.   

  Другой разновидностью неклассической этики является этика экзистенциализма (Ж.-П.Сартр, (1905 – 1980), А.Камю(1913 – 1960), М.Хайдеггер (1889 – 1976), К. Ясперс (1883 – 1969)). Они считали свободу фундаментальной характеристикой человека. Именно свобода полагает собой нравственное поведение человека. Главное в этике экзистенциализма не результат наших усилий, с точки зрения достижения предметных целей, а эффект самоутверждения, собственной самореализации, в способности остаться человеком, несмотря ни на какие угрозы и соблазны.

Наибольший интерес вызывает этика немецко-французского мыслителя А. Швейцера (1875-1965). Его этика вошла в историю этической мысли как жизнеучение. Основные положения этики А.Швейцера: 1) мораль это благоговение перед жизнью; 2) этика не может быть выражена в языке знания, она есть действие, индивидуальный выбор, поведение; 3) этика есть приобщение к вечному, абсолютному, она творит бытие; 4)этика есть живое отношение к живой жизни; 5) этика есть этика личности, она перестает быть этикой, как только начинает выступать от имени общества. Следует подчеркнуть, что этика Швейцера учит современное человечество ценить жизнь во всех её проявлениях.

Вопрос 2.6 рассматривает особенности русской этической мысли. Обратите внимание на этику писателя Л.Н. Толстого (1828- 1910). Он уделял внимание смыслу жизни, понятию «добро». Центральной линией его этики является принцип любви и заповедь «непротивление злу насилием». Самый надежный путь искоренения насилия – индивидуальный отказ от участия в насилии. Также, как и у А.Швейцера, этика Л.Толстого является жизнеучением. Она учит современное человечество отказаться от насилия. Русская этическая мысль обращена к внутреннему миру человека. К поиску им чистоты и света, постижению уровня высокой духовности.

Таким образом, в ходе обсуждения разнообразных этических учений рекомендуется обратить внимание на то, как в них отражены общечеловеческие моральные ценности, и в чем их отличительные особенности. Насколько сохраняется значимость тех или иных исторических типов морали для современного человечества. Как они реализуют себя в личностных и профессиональных ценностях. Соответственно для такой большой по объему и многообразной по содержанию темы наиболее рациональной методикой может стать заслушивание и обсуждение реферативных работ или заранее подготовленных докладов.

 

Задания для самоконтроля и творческого анализа:

1. Можно ли считать, что этическая программа брахманизма регламентировала жизнь человека кастовым рождением?

2. Обосновать принципы универсального гуманизма в буддизме.

3. Прокомментируйте принципы «сыновней почтительности» и «исправления имен» в этике Конфуция.

4. Чем отличается добродетель Гомера от добродетели Гесиода?

5. Раскрыть правило «золотой середины» у Аристотеля.

6.Что выше всего ценит Эпикур в добродетели?

  1. Почему религиозная этика Средневековья сделала шаг вперед в ценностях человеческой нравственности?
  2. Что такое естественное право в натуралистической этике Нового Времени?
  3. Прокомментируйте закон категорического императива И.Канта.
  4. Что выше, согласно этике И.Канта, долг или счастье?
  5. Обосновать принцип исторического детерминизма в этике марксизма.
  6. По А. Швейцеру, этика есть «живое отношение к живой жизни». Как вы понимаете применимость этого положения в современных реалиях?
  7. Почему этика Ф. Ницще является неклассической?
  8.  Что бы выбрал человек сегодня: мораль рабов или мораль господ, исходя из учения Ф. Ницще? Обосновать.
  9. Какая любовь в учении Льва Толстого не умирает вместе с человеком?

 

                        БИОЭТИКА

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: