Тема 1.Этика как учение: понятие, проблемы, категории

ЛЕКЦИИ ПО «БИОЭТИКЕ»

 

 

Целью изучения курса «Биоэтика» является формирование у студентов современных нравственных позиций. Они должны представлять собой адекватный нынешним общественным условиям этически обоснованный ответ на острейшие моральные проблемы, к которым нас подводит прогресс медицинской науки и биомедицинских технологий.

Биоэтика является одной из дисциплин, которая наряду с другими гуманитарными дисциплинами помогает студенту конструировать и корректировать объём и содержание мировоззрения, формировать общую и профессиональную культуру, способность морального регулирования своего поведения.

Включение «Биоэтики» в систему образования современного отечественного врача, создает ему определенный имидж в глазах международного медицинского сообщества. Что позволяет также решать проблему конвертируемости дипломов, выдаваемых выпускникам медицинских вузов России.

Изучение «Биоэтики» позволяет обогатить достаточно сложные проблемы медицинской науки и практики гуманитарным знанием и нравственными ценностями. Последнее имеет актуальное значение в связи с тем, что в современном обществе по-прежнему не утратил своих позиций технократизм и сциентизм.  

                        БИОЭТИКА

Тема 1.Этика как учение: понятие, проблемы, категории.

 

1.Этика: понятие, предмет, проблемы.

2. Мораль и нравственность как основы культуры.

3. Основные этические категории.

4. Особенности формирования исторических этапов этической мысли.

 

1. Этика: понятие, предмет, проблемы. Прежде всего, следует раскрыть этимологию термина «этика», начиная с древнегреческого (в переводе – дом, совместное проживание), затем как учение о добродетелях (у Аристотеля), следующий этап связан с Цицероном, т.е. в латинском номинале это звучит как моральный, наконец, в новоевропейском языке термин «этика» обретает новое название - нравственность. Постепенно за термином «этика» закрепляется название определенной области знания, а за терминами «мораль» и «нравственность» - предмет этого знания. Таким образом, на сегодняшний день этика есть учение о морали и нравственности.

Необходимо дать определение предмета этики, т.е. раскрыть содержание морали, её значение в обществе и функции. Подчеркнуть особенности нравственности, исходя из того, что она концентрирует степень человеческого в человеке. Сущность нравственности раскрывается через её противоречивость, т.е. несовпадение двух начал – стремление к собственному благу и осознание ответственности перед другими людьми.

Обращаясь к проблемам этического знания следует выделить основные из них:

а) природа и сущность зла;

б) отношение «сущего» и «должного» в нравственном поведении личности;

в) критерии, т.е. способы разделения «добра» и «зла»;

г) моральные конфликты: особенности их возникновения, протекания и способы разрешения;

д) проблема моральной свободы.

2. Мораль и нравственность как основы культуры. Культура это надбиологическая форма жизни. Она фиксирует специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура облагораживает человека. Именно нравственность и есть то, что выводит человека из животного состояния и поднимает до «божественных» высей.

Нравственное измерение основ культуры всегда определялось историческим характером моральных систем. Чаще всего, последние выражали себя как историческое мечтание человечества о благополучной и счастливой жизни, об идеальном миропорядке.

В современном обществе жизнь человека устроена так, что ум подчиняется воле, действует в рамках и во имя целей, которые задаются интересами (страстями) субъекта. Возникает соблазн неограниченных возможностей. Отсюда, человеческий ум может легко деградировать, превращаясь в изворотливость, цинизм, а дальше – «мертвая зона» (безнравственность).

Таким образом, рекомендуется обратить внимание на укрепление нравственных основ культурного поля личности и общества. Для этого взвешенность и проницательность целей человеческой деятельности должна сочетаться с их нравственной оправданностью, ум должен подчиняться совести, действовать в рамках норм добра и человечности. Нельзя технократизм и жесткий рационализм, оторванный от смыслообразующих человеческих ценностей, делать абсолютными основами культуры.

3. Основные этические категории. Необходимо раскрыть содержание основных категорий этики: добро и зло; справедливость; совесть; долг; счастье; смысл жизни; нравственный идеал; честь и достоинство; любовь. Подчеркнуть их значение для медицины. Раскрыть нравственные принципы в этике. Принципы гуманизма, демократизма, солидарности, патриотизма, справедливости.

 

4. Особенности формирования исторических этапов этической мысли. В заключение следует отметить, что этика есть практическая философия. Следовательно, типология морали определялась уровнем знаний о сущности человека, о его бытии, а также социально-политическими системами и уровнем знаний, в том числе и науки.

Можно выделить следующие исторические типы этических знаний.

  1. Этические воззрения Древнего Востока (брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство).
  2. Развитие этических знаний в Античности (идеи Сократа, Аристотеля, Эпикура).
  3. Религиозно-этические учения Средневековья.
  4. Светская этика Возрождения с идеями гуманизма и натуралистическая этика Нового Времени.
  5. Современная этика (неоклассическая и неклассическая).
  6. Этическая мысль в России.

 

  Задания для самоконтроля и творческого анализа.

  1. Как Вы понимаете известное изречение «не делай добра, не получишь и зла»?
  2. Что такое «иерархия зла», и как это преломляется в профессии врача?
  3. Проанализируйте следующие понятия: «иллюзорное счастье», «универсальный гуманизм», «социальная несправедливость», «внутреннее добро», «безусловное добро». Сопроводите этот анализ примерами или проблемными задачами.
  4. Как бы Вы определили значение морали для современного человека (необходима, или в ней нет надобности)? Обосновать свою точку зрения.

   

 

 

                        БИОЭТИКА

 

 

          Тема 2.Типы этических учений и их эволюция

1.Зарождение этических учений.

2.Основные типы этических учений и их историческая эволюция.

 2.1.Традиционно-идеологическая мысль Древнего Востока:

     а) брахманизм, буддизм и др.;   

     б) даосизм, конфуцианство и др.;                                                                                                    

2.2. Античная этика:

  а) предэтика, этика Сократа;

  б) этика Аристотеля и Эпикура.

2.3. Особенности религиозной этики эпохи Средневековья.

2.4. Натуралистическая этика Нового Времени и Просвещения.

  Этика И. Канта.

2.5. Особенности современной этики:

а) неоклассическая этика (марксизм, эволюционная этика);

б) неклассическая (Ф.Ницше, этика экзистенциализма, 

      А. Швейцер).

2.6. Специфика русской этической мысли.

 

Важно подчеркнуть, почему исследуется эволюция этической мысли. Без знания истории этических учений довольно сложно осмыслить многие проблемы нравственного характера, разобраться в их сущности, проследить динамику понимания природы морали, её назначения. В этой связи, необходимо  обратиться к вопросу 4 из предыдущей темы 1, где были отмечены основные периоды этических воззрений.

1. Зарождение этических учений. Необходимо обратить внимание на то, что наиболее активно этические представления стали формироваться при решении проблемы: как при вражде практических (материальных) интересов людей попытаться создать моральное единство. Каким образом мораль, являющаяся выражением свободной воли личности, приобретает общезначимый характер, служит другим людям?

Надо отметить, что первые представления людей о добре и зле, плохом и хорошем воплощались в продуктах коллективного

творчества (мифы, легенды, сказания, предания и др.). Первые авторские работы на этическую тематику появляются в III-II тысячелетиях до н.э. (Древний Восток).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: