Для компенсации путевых потерь давления через каждые 100.150 км газ сжимается в линейных (промежуточных) компрессорных станциях ЛКС

Литература.

Козаченко А.Н. Устройство и эксплуатация компрессорных станций магистральных газопроводов. Учебное пособие ГАНГ им. И.М. Губкина М.: Нефть и газ, 1999.

А.Г. Сафиуллин, М.Б. Хадиев, А.В. Палладий, Ф.Ф. Субханкулов Компрессорные станции. Учебник. КГТУ Казань. 2010.

Кантюков В.А., Максимов В.А., Хадиев МБ. Компрессорные и газораспределительные станции. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. – 412с.

Модуль 3. Газовые КС→КС газовых и газоконденсатных месторождений.

Углеводородное сырьё:

СnHn+2→ СH4… С4H10 при н.у. – газ; С5+ при н.у. – жидкость (нефть). С5H12 и С6H14 – белая нефть (бензиновая фракция нефти)

Газовые месторождения

Содержание компонентов (% мол.)    СН4          С2Н6       С3Н8                     С4Н10            SH4                    N2                     СО2

В природных газах

Различных месторождений

Месторождение

Медвежье (сеноманская залежь)       98,78        0,10      0,02                             1,00               0,10

Уренгойское (сеноманская залежь)   98,78      0,10      0,03         0,02        0,01          1,70           0,30

Уренгойское (валанжин):                    88,28      5,29      2,42         1,00        2,52          0,48           0,01

-БУ-8                                                       82,27       6,56      3,24         1,49        5,62          0,32           0.50

-БУ-14                                                     89,67       4,39      1,64         0,74        2,36          0,26            0,94

Ямбургское (БУ-8)                                74,80       8,70      3,90         1,80        6,4            4,30           0,10

Вуктыльское                                         83,96       4,05      1,78         0,86        1,76          5,66           0,60

Оренбургское                                        56,11        1,75      0,89         0,66        3,86          0,63           14,86

Астраханское                                      72,99        6,22           2,59         1,50        7,55          0,57            5,35

Карачаганакское:                                70,06        6,08      2,72         1,98        9,68          0,81            5,65

Инт. перф. 4050-4150 м

Инт. перф. 4975-4997м

Физико-химические показатели газа природного, поставляемого и транспортируемого по магистральным газопроводам (ГОСТ 5542 – 2014)

Наименование показателя Значение
Компонентный состав, молярная доля, % Не нормируется. Определение обязательно
Низшая теплота сгорания при стандартных условиях, МДж/м3 (ккал/м3) ≥31,80(7600)
Область значений числа Воббе (высшего) при стандартных условиях, МДж/м3 (ккал/м3) ≥41,20 до 54,50(от 9840 до 13020)
Отклонение числа Воббе от номинального значения, % 5
Массовая концентрация сероводорода, г/м3 ≤0,020
Массовая концентрация меркаптановой серы, г/м3 ≤0,036
Молярная доля кислорода, % ≤0,050
Молярная доля диоксида углерода, % ≤2,5
Температура точки росы по воде при давлении в точке отбора пробы, °C ≤-10
Температура точки росы по углеводородам при давлении в точке отбора пробы, °C ≤-2
Массовая концентрация механических примесей, г/м3 ≤0,001
Плотность при стандартных условиях, кг/м3 Не нормируется. Определение обязательно

 


                                                          →магистральный газопровод

Способы доставки потребителю {

                                                         →СПГ + транспорт

Газоконденсатные месторождения:

 - нефтяные → ПНГ → добыча нефти - сайклинг процесс

 - газоконденсатные → добыча газоконденсата - сайклинг процесс


Основные причины конкурентоспособности газа

- производительность труда при добыче газа в 55 раз выше, чем при добыче каменного угля, и в 6 раз выше, чем при добыче нефти;

- себестоимость добычи газа в 33 раза меньше себестоимости добычи каменного угля;

- удельные капитальные вложения в добычу и транспорт газа в 1,7 раз ниже, чем в добычу и транспорт нефти, и в 3,37 раза ниже, чем в добычу и транспорт угля;

- при использовании →газа в качестве топлива в технологических процессах в металлургии и во многих химических производствах повышается производительность труда, облегчается автоматизация производственных процессов, улучшаются экологические показатели.

Принципиальная схема транспортирования газа.

Магистральные газопроводы предназначены для транспорта природного или попутного нефтяного газа с давлением от 0,9 МПа (избыточное давление 8 кгс/см2) до 16,2 МПа (избыточное давление150 кгс/ см2) включительно, удовлетворяющего требованиям ГОСТ 5542-2014.

Принципиальная схема транспортирования газа:

Принципиальная схема транспортирования газа:

 С — газовые скважины, ГПП — газоприемный пункт, ДКС — дожимная (головная) компрессорная станция, ЛКС — линейные (промежуточные) компрессорные станции, КС ПХГ — компрессорная станция подземного хранилища газа, ПХГ — подземное хранилище газа, ГРС — газораспределительная станция, ПП - промышленные потребители газа, ГРП – газорегуляторные пункты (бытовые потребители газа), АГНКС - автомобильная газонаполнительная компрессорная станция;

Промысловые газопроводы, 2 — магистральные газопроводы, 3 — распределительные газопроводы, 4 — трубопроводы подачи газа в ПХГ, 5 - трубопроводы отбора газа из ПХГ, 6 - заправочные колонки

Для компенсации путевых потерь давления через каждые 100...150 км газ сжимается в линейных (промежуточных) компрессорных станциях ЛКС.

Для увеличения надёжности вокруг крупных городов строятся кольцевые газопроводы высокого давления 1,3МПа (избыточное давление 1,2Мпа), среднего давления – 0,4 МПа (избыточное давление 0,3 МПа) и низкого давления – 0,015МПа (избыточное давление 0,005 МПа).

Основная часть газоперекачивающего оборудования (около 89,2% мощностей) сосредоточена на ЛКС магистральных газопроводов, 9,2% — на промысловых головных (дожимных) КС и 1,6%—на КС станций подземного хранения газа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: