Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад «Белочка» отражает содержание образования детей в возрасте от 2 до 7 лет, обеспечивает достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, разностороннее развитие с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Коллектив детского сада находится в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с семьями:
1. Создание банка данных о семьях воспитанников.
2. Неформальные беседы о детях (обсуждаем достигнутые успехи ребенка).
3. Систематическое изучение запросов родителей, требований к работе дошкольного учреждения.
4. Проведение дней открытых дверей МБДОУ «Детский сад «Белочка».
5. Проведение и участие в внутрисадовских, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т.д.
6. Посещение педагогом семей на дому.
7. Организация внутригрупповых досок Почёта.
8. Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий.
9. Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка (индивидуальные задания на дом).
10. Привлечение родителей к общественной деятельности (работа Клубов для родителей, приглашение лекторов по интересующим вопросам и т.д.).
11. Консультативная помощь специалистов МБДОУ детский сад «Белочка».
12. Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка.
13. Целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения детей.
14. Проведение анкетирование, опросов родителей.
15. Проведение родительских собраний: устные журналы, клубы, дискуссии, родительские гостиные и т.д.
16. Проекты различной направленности: «Наши друзья комнатные растения.
17. Совместные тематические вернисажи (книги, детские работы).
18. Наглядно-педагогическая пропаганда.
Как показывает практика, родители, воспитывающие ребёнка, не всегда могут справиться со своими педагогическими обязанностями. Для многих родителей характерны крайности: то ласкают ребёнка, то всё разрешают, то становятся чрезмерно строгими и что разрешили ранее, начинают запрещать. Такие колебания или зависят от настроения, или вызываются отрицательной оценкой кем-то из окружающих поведения ребенка. Все это неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях родителей с ребенком, на формировании его характера. Поэтому педагоги тактично обращают внимание таких родителей на последовательность в их поведении, в требованиях к ребенку, помогают им в анализе собственных педагогических воздействий, их эффективности. Активно используем в этих случаях такие формы работы: индивидуальные беседы, анализ педагогических ситуаций, игровой метод.
Важной задачей в работе с семьей является создание доверия и близости между педагогами и родителями. С уверенностью можно утверждать, что такая близость достигается не сразу, семья более «закрыта» для посторонних. Одинокая родители, как правило, болезненно относится к вмешательству из вне. Поэтому особенно при общении с такими семьями от педагогов требуется большой такт, терпимость, доброжелательность. Не секрет, что в семьях встречаются трудные дети, но замечания воспитателя, а отрицательная характеристика поступков ребенка воспринимается родителями болезненно. По этой причине индивидуальных беседах воспитатели МБДОУ «Детский сад «Белочка» стараются говорить не столько о проступке ребенка, сколько о возможных причинах, мотивах этого проступка, вовлекаем родителей в анализ детского поведения.
Функции, выполняемые специалистом учреждения в работе с семьей, их содержание
Социальный работник в МБДОУ «Детский сад «Белочка», это специалист, основной задачей которого является преодоление негативных социальных факторов, влияющих на воспитание человека, его поведение по отношению к внешней среде.
Основные цели и функции социального работника в МБДОУ «Детский сад «Белочка»:
- формирование самостоятельно действующей, нравственной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, гармонизацию отношений в сферах взаимодействия семьи и детей;
- осуществление воспитательно-образовательной помощи социальному становлению человека, поддержка социально незащищенной личности;
- содействие в критических и экстремальных ситуациях развитию жизненных смыслов и отношений личности;
- изучение особенностей микросоциума, условий жизни и определение их влияния на развитие, уровень воспитания и поведение детей;
- определение задач, форм и методов социальной работы в детском саду, способы решения личных и социальных проблем детей;
- организация различных видов социально ценной деятельности детей, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ;
- установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников в детском саду, забота об охране их жизни, здоровья;
Социальная работа с семьей – это профессиональная деятельность, по своей сути направленная на решение социальных проблем семьи и ее социального окружения. Данная деятельность предполагает способность сопереживать, заботливо и чутко относиться к семье, человеку, а также умело применять обще гуманистические и профессиональные знания, различные формы, методы и технологии оказания реальной, адресной и своевременной помощи в самых различных социальных конфликтах и проблемах как отдельных членов семьи, так и всей семьи в целом. Необходимо подчеркнуть, что налаживание позитивного контакта с семьей – обязательный элемент социально-реабилитационных программ и социальной работы с семьей в целом.