Рисование фигуры в интерьере

Практическая занятие № 77, 78

Тема: Наброски и зарисовки фигуры человека в интерьере

Цели:

1.  Совершенствование знаний и навыков рисования,

2. Развитие объемно-пространственного мышления,

3. Закрепление и углубление знаний по практическому применению законов перспективы и светотени,

4. Расширение композиционных понятий,

5. Развитие чувства пропорции.

 

Студент должен уметь:

- Выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приемов.

- Выполнять линейно-конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека.

 

Студент должен знать:

- Принципы перспективного построения геометрических форм,

- Основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов и фигуры человека,

- Основные законы изображения предметов, окружающей среды.

 

Теоретическая часть:

Наброски и зарисовки.

Обучение академическому рисунку обязательно включает в себя и занятия набросками. Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. В учебном процессе наброски необходимы как вспомогательный материал и, в то же время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения.

Наброски отличаются именно краткосрочностью. Зарисовки более: продолжительны по времени и служат другим целям. Например, работая над длительным рисунком, вы никак не можете уяснить для себя строение, отдельных узлов и деталей модели. Чтобы разобраться подробнее, вам следует выполнить отдельные зарисовки мест, вызывающих затруднение, с разных положений.

Наброски могут быть как линейными, так и тональными. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а также, его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски необходимо выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность. Так, стальное перо с жидкостью оставляет четкие линии и штрихи, так же как остро отточенный карандаш средней твердости. Сангина, уголь, соус позволяют лучше выявлять объем тоном и передавать целостность формы предмета. Не менее важным компонентом является ‘бумага. Следует внимательно отнестись к ее качеству (фактуре, плотности и тону). Тона бумаги должны быть сдержанными, а их цветовые колебания незначительными.

Первые наброски и зарисовки начинают с простейших геометрических натурных форм, постепенно усложняя их. Так, перед выполнением набросков головы человека, следует поупражняться в набросках и зарисовках животных и птиц.

Набросками следует заниматься постоянно, а не урывками, время от времени. Не бойтесь первых набросков - они будут жалкими и неуклюжими, но это только поначалу. Со временем, при условии систематической работы, наброски будут получаться все лучше и лучше.

Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не «думать», просто быстро и много рисовать. В результате что-то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно — чем больше и чаще выполняются наброски, тем лучше они получаются,

Упражнения по наброскам должны выполняться целенаправленно, в зависимости от поставленной конкретной задачи и с учетом последовательного освоения предыдущих заданий. Систематические занятия позволяют успешно совершенствовать навыки рисования, а также оказывают существенную помощь в усвоении учебного материала. Они способствуют развитию глазомера, координации руки и быстрой ориентации, умения точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображаемых объектов. Свободное владение искусством наброска позволяет перейти к свободному изображению сложных живых форм без применения вспомогательных линий построения, что является свидетелем роста профессионального мастерства рисовальщика. Набросок дает возможность работать раскованно и, вместе с тем, сосредотачивать свое внимание на самом существенным, исключая второстепенное. (Литература №1, стр.420-421)

Основные пропорции человека.

Посмотреть видео: https://youtu.be/AND9WZFHGgE - пропорции фигуры человека.

Рисование фигуры в интерьере.

В качестве натуры берётся одетая фигура в положении стоя или сидя на фоне интерьера.

Композиционный центр в рисунке одетой фигуры может быть смещен относительно математического центра листа бумаги в ту или другую сторону в зависимости от местоположения лица и рук, наиболее важных в данном движении форм, определяющих равновесие композиции. При компоновке фигуры надо учесть величину рисунка и расположение его на плоскости листа. Не заполненная изображением плоскость бумаги также входит в композицию и влияет на художественные качества рисунка. Фигуру в спокойном положении чаще всего располагают посередине листа, оставляя сверху немного больше пространства, чем снизу.

В процессе работы над изображением следует учитывать местоположение линии горизонта и строить фигуру в соответствии с тем, как она выглядит с данной точки зрения.

Важное значение в работе над рисунком имеет выбор художественно-выразительных средств языка искусства. Среди художественных средств большое значение имеет композиция. Прежде чем начать длительный рисунок, на небольших листах бумаги необходимо выполнить несколько вариантов размещения самой фигуры и включенных в постановку объектов. При компоновке рисунка надо учитывать необходимость зрительной уравновешенности темных и светлых мест. Желательно, чтобы сама постановка натуры ориентировала на выявление силы пятна. Так, можно выделить самым светлым или самым тёмным пятном композиционный центр постановки.

Во время работы нельзя забывать об источнике освещения данной формы и направления световых лучей, об окраске и фактуре поверхности, на которую они ложатся. Отсюда исходит бесконечное разнообразие градаций серых тонов. В рисунке надо уметь четко проработать каждую форму. Необходимо всё время сравнивать между собой тоновые отношения, помня о явлениях воздушной перспективы. По мере удаления от глаз наблюдателя все предметы не только зрительно уменьшаются, но и как бы делаются плоскими, контрасты между темными и светлыми участками ослабевают. Нельзя с одинаковой контрастностью передавать объем объектов первого и второго плана. Перспективное решение постановки предполагает более близкие к зрителю части давать контрастнее.

Студенту необходимо развивать видение тональных отношений. Надо научиться смотреть на всю постановку обобщенно, через фигуру переднего плана, целостно воспринимая ближнее и находящееся вдали пространства формы. Он должен развивать в себе зрительную способность восприятия тончайших градаций светотени. Чем выше эта способность, тем многообразнее и шире видит он соответствующие качества в самой действительности.

При рисовании одетой фигуры в интерьере необходимо учитывать свойства нашего зрения хорошо воспринимать то, что находится в поле ясного видения. Предметы, находящиеся от глаз наблюдателя на одном удалении с лицом изображаемого человека, т.е. на равном расстоянии до композиционного центра, следует делать более четкими, чем те, которые находятся значительно ближе или дальше.

Пространственное решение одетой фигуры обязывает внимательно проследить её касания с фоном. В зависимости от условий освещения некоторые теневые места фигуры могут быть видны на светлом фоне резко силуэтом, тогда как другие – мягко, почти сливаясь с фоном по тонам. Если все границы сделать одинаково четкими, то фигура будет казаться находящейся в безвоздушном пространстве.


 

Список литературы:

1. Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: Учебник, Москва, Изд-во Эксмо, 2014. – 480 с.:ил

2.Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Учеб. для студентов худ. граф. фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 2013.- 240 с., ил.

3.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб пособие/Ю.М. Кирцер -6-е изд., стер. –М.: Высш. школа. 2012. – 272 с.: ил.

4.Колышев Ю.Б. Рисунок интерьера, М., "Архитектура-С", 2012. – 96 с.

5.Кудряшев К.В. Архитектурная графика, М., "Архитектура-С", 2010. – 312

Задание:

- изучить теорию.

- выполнить 10 набросков фигуры человека в интерьере (формат А4, бумага для набросков).

- по одному из набросков сделать 3 композиционных поиска (поиск формата, освещения, тона, ракурса, формат А6).

- выполнить длительную зарисовку фигуры человека в интерьере используя натурный материал и композиционные поиски А3 - А4 (выбираем формат меньше А3 и больше А4).

Материалы: на выбор ( карандаш, угольный карандаш, сепия, сангина, черная ручка, тушь и т.д.)

 


Формы контроля

Контроль поэтапный:

1) Проверка набросков (дата сдачи 7 мая),

2) Проверка композиционных поисков (дата сдачи 11мая),

3) Проверка композиции в формате (дата сдачи 12мая),

4) Проверка готового задания (дата сдачи 18 мая).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: