Разница между интервью и анкетным опросом

Занятие №1 

Тема: «Методологические основы и методы исследования».

Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа. В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо», способ достижения поставленной цели.       Методология – это целая система всех возможных вариантов, которые способны привести к желаемому результату, достижению цели. Методологическая основа научных исследований выполняет следующие функции:                                                                                                                       – определяет направление и способ достижения поставленной цели, решения проблемы;                                                                                                                     – обеспечивает полноценный поиск и изучение, сортировку и систематизацию информации в рамках рассматриваемой темы;                            – создает целую систему данных, которые опираются на достоверные и обоснованные источники;                                                                                             - определяет способы анализа информации.                          Методологическая основа научной работы как часть введения.                                                                         Если рассматривать методологические основы проекта как отдельную часть введения, то она представляет собой краткую характеристику тех методов, которые автор использовал в ходе проведения исследования. Как правило, они выражаются в 1-2 предложениях. Указываются эксперты и труды, на которые опирался автор при написании научной работы, а также отмечаются все методы обработки информации, анализа и прочих действий (например, методика анализа показателей финансово-экономической деятельности по Савицкой, дедуктивный метод и пр.). На выбранной методологии фактически строится вся работа: этапы изучения темы, тезисы, механизмы определения нюансов и проблем, анализ деятельности объекта исследования, теоретические аспекты в рамках рассматриваемой темы и пр.                         В этой части важно отразить ключевые труды, которые составляют основу теоретической главы. Эти постулаты показывают историю развития, недостатки ранее выдвинутых теорий, проявившиеся с течением времени и пр. Методологический анализ поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы позволяет автору тщательно обдумать, как обобщить и правильно изложить собранный материал, выделить главную мысль, описать свою точку зрения и доказать ее.                                                                           Выделяют следующие виды (уровни) методологии:                                Всеобщая. Она может применяться ко всем наукам без исключения. В рамках этого способа обработки и систематизации информации используются общенаучные методы: сравнение, анализ, обращение к историческим или архивным данным, дедукция и индукция, и пр.

  • Частная. Она применима в отдельных отраслях, имеет свою специфику в зависимости от вида деятельности. Например, в экономике существуют свои способы определения результата предлагаемых мероприятий: расчет прибыли или убытков, анализ коэффициентов банкротства, финансовой устойчивости и пр.

· Общенаучные. Эти методы действуют в конкретных областях, направлениях на всех этапах изучения сведений. сложн  Формулировка методологической основы в научном исследовании.                                       Методологическая основа является обязательной частью введения любого проекта. Без этого подраздела ВКР, диссертация или иной научный труд не будет допущен к защите.

В этом небольшом сегменте автору необходимо отразить те источники, которые послужили основой теоретической и практической частью: труды, источники информации, которые пригодились исследователю в ходе проведения «научного расследования» и обоснования своей позиции. Важно, чтобы все сведения были актуальными, а срок их публикации не превышал

 3-5-летней давности.

Помимо этого, методологическая база предполагает указание использованных в работе методов обработки данных. Они могут быть как самыми распространенными (общими), так и специфическими (используемыми в конкретной отрасли или деятельности предприятия).

Такой подход позволит обосновать правильность и справедливость выводов автора, обеспечить полноценное и глубокое изучение темы, аргументировать позицию студента..

Фактически, методологическая база демонстрирует экзаменационной комиссии и читателям, какими средствами и способами пользовался исследователь при создании научной работы, его профессионализм и компетентность, аналитические и иные способности.

Лучше всего выбирать методологическую основу проекта после постановки проблемы, цели и задач. Такой способ гарантирует выбор наиболее подходящих способов обработки информации, подбор более качественной и соответствующей теме исследования литературы, методов достижения цели.

                    Методы исследования

Методы исследования -это способы достижения цели исследовательской работы.

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности.

Методы исследования условно можно разделить на три группы:

- методы эмпирического уровня;

- методы экспериментально-теоретического уровня;

- методы теоретического уровня

1 С помощью методов эмпирического уровня изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы. К ним относятся:

- наблюдение

- интервью

- анкетирование

 - опрос

- собеседование

 - тестирование

- фотографирование

- счет

- измерение

- сравнение

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.

Счет (количественный метод) - это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.

Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего

Разница между интервью и анкетным опросом

Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

1 Интервью (от англ. встреча, беседа) - разновидность опроса, что основывается на непосредственном социально-психологическом взаимодействии исследователя и респондента согласно поставленной цели.

2 Анкетирование - это письменный опрос с помощью анкеты. Его чаще всего используют для сбора информации о массовые социальные явления, изучая, например, мотивы текучести кадров, эффективность определенной формы организации труда, характер социально-психологического климата, удовольствия трудом, адаптированный молодых рабочих и проблемы трудовых коллективов. Во вступительной части анкеты содержится обращение к респонденту, в котором отмечается, кто, с какой целью проводит опрос, где и как будут использоваться его результаты, подчеркивается важность и значимость личного участия каждого респондента в исследовании, приводится сжатая инструкция относительно заполнения анкеты, и гарантируется анонимность ответов, отмечается, кому следует вернуть заполненную анкету. В основной части анкеты подаются вопросы, рассчитанные на последовательное раскрытие содержания исследуемой проблемы. «Паспортная«часть включает вопрос, ответы на какие характеризуют демографическое и социальное состояние респондента. В конце анкеты респонденту предлагают выразить свою мысль относительно темы опроса и выражают благодарность за участие в исследовании.

2 Методы экспериментально-теоретического уровня помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия. К ним относятся:

- эксперимент

 - лабораторный опыт

- анализ

- моделирование

- синтез

- индукция

- дедукция

- гипотетический

Эксперимент — особый опыт, имеющий познавательный, целенаправленный, методический характер, который проводится в искусственных (специально заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.

Метод моделирования —это изучение явления или объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.

Метод анализа (от греч. analysis — разложение, расчленение) — метод, представляющий собой мысленное расчленение исследуемого объекта на составные элементы с целью изучения его структуры, отдельных признаков, свойств, внутренних связей, отношений.

Синтез ( от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — это метод научного познания, представляющий собой мысленное соединение составных сторон, элементов, свойств, связей исследуемого объекта, расчлененных в результате анализа, и изучение этого объекта как единого целого.

Индукция (от лат inductio — наведение) — метод, в котором общий вывод представляет собой знание о всем классе предметов, полученное в результате исследования отдельных элементов этого класса. В индукции исследовательский процесс идет от частного, единичного через особенное к общему и всеобщему. Индукция, как логический прием исследования, связана с обобщением результатов наблюдений и экспериментов, с движением мысли от единичного к общему.

Дедукция (от лат. deductio — выведение) — процесс, в котором знание об элементе класса выводятся из знания общих свойств всего класса. Иными словами, мысль исследователя в дедукции идет от общего к частному (единичному).

Например: "Все планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца"; "Земля — планета"; следовательно: "Земля движется вокруг Солнца". В этом примере мысль движется от общего (первая посылка) к частному (вывод). Таким образом, дедуктивное умозаключение позволяет лучше познать единичное, так как с его помощью мы получаем новое знание (выводное) о том, что данный предмет обладает признаком, присущим всему классу.

3 Методы теоретического уровня позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения. К ним относятся:

- изучение и обобщение

- абстрагирование

- формализация

- анализ и синтез

Абстрагирование — это приём мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств изучаемого объекта или явления.

Формализация заключается в построении абстрактных математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: