Информативность текста

Понятно, что главное в тексте – это информация, которая состоит в степени его смыслосодержательной новизны для читателя, которая заключена в теме и авторской концепции, системе авторских оценок предмета мысли.

В лингвистике информативность текста разделяют на составляющие:

· содержательно-фактуальная информация – состоит из сообщений о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом, в которых единицы языка употребляются в их прямом значении;

· содержательно-концептуальная информация – передает читателю индивидуально-авторское понимание создателя текста отношений между явлениями, описанными средствами СФИ, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложные психологические и эстетически-познавательные взаимодействия, что не всегда ясно выражено, потому как зависит от индивидуального человека (кратко: содержательно-концептуальная информация = замысел автора + содержательная интерпретация);

· содержательно-подтекстовая информация представляет собой скрытую информацию, которую читатель может извлечь из содержательно-фактуальной информации благодаря способностям единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения (СПИ зависит от образованности читателя).

Виды и типы текста

В настоящее время среди множества текстов, генерируемых людьми можно провести некоторую классификацию. В зависимости от сферы использования и назначения текста можно выделить несколько типов и видов текста.

Типы текстов: повествование; описание; рассуждение.

Виды текста по стилю: разговорные; научные; официально-деловые; художественные; публицистические.

 

Виды работ над словосочетанием и предложением на уроках русского языка в начальных классах.

Предлагаем систему упражнений, который можно использовать при изучении раздела «Синтаксис» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

Прочитай текст. Выбери из данных заглавий подходящее и напиши: «Миша и бабушка», «На улице», «Скука», «Доброе дело».

    День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Пронумеруй части. Озаглавь текст.

  Однажды брат попросил Серёжу прислать ему колосок пшеницы. Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок?

 Брат у Серёжи служит на границе. Он охраняет нашу Родину.

 Сергей пошёл на поле и сорвал колосок. Он написал, что колосок рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это Серёжа и сразу догадался, почему брат колосок попросил.

Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст.

  А Мишка всё съел и был таков. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. Чуть стемнеет - косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Повадился медведь в деревню ходить.

4. Из данных слов составь и запиши предложение:

  Лучи, на, посылает, землю, жаркие, солнце

5. Из данных слов составь и запиши предложение:

  Туча, вдруг, серая, покрыла, небо

6. Из данных слов составь и запиши предложение:

 Зайка, под, серый, спал, кустом

Составь из данных слов предложения и напиши текст.

  идёт, труда, урок

 на, бумага, и, лежат, клей, партах

 ножницы, взяли, дети

 фигурки, они, животных, делают

 эти, ёлку, бумажные, украсят, звери

Определи границы предложений. Каждое предложение начинай писать с большой буквы и в конце ставь точку.

 У реки стоит ива она опустила прямо в речку свои ветки ветки похожи на длинные косички лёгкий ветерок нежно качает их

9. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

 Надвинулась тёмная туча спряталось жаркое солнце загремел гром началась летняя гроза

10. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

 Подул резкий ветер полетели листья с деревьев с веток сорвалась стайка воробьёв тёмная туча закрыла солнце

11. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

 Пришла зима дрожат берёзки от холода озёра и реки покрылись льдом промёрзла земля

Составь из данных слов предложение и напиши его. Подчеркни слово, которое указывает, о чём говорится в предложении.

 Ведёт, чащу, узкая, в, тропинка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: