Понятно, что главное в тексте – это информация, которая состоит в степени его смыслосодержательной новизны для читателя, которая заключена в теме и авторской концепции, системе авторских оценок предмета мысли.
В лингвистике информативность текста разделяют на составляющие:
· содержательно-фактуальная информация – состоит из сообщений о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом, в которых единицы языка употребляются в их прямом значении;
· содержательно-концептуальная информация – передает читателю индивидуально-авторское понимание создателя текста отношений между явлениями, описанными средствами СФИ, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложные психологические и эстетически-познавательные взаимодействия, что не всегда ясно выражено, потому как зависит от индивидуального человека (кратко: содержательно-концептуальная информация = замысел автора + содержательная интерпретация);
|
|
· содержательно-подтекстовая информация представляет собой скрытую информацию, которую читатель может извлечь из содержательно-фактуальной информации благодаря способностям единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения (СПИ зависит от образованности читателя).
Виды и типы текста
В настоящее время среди множества текстов, генерируемых людьми можно провести некоторую классификацию. В зависимости от сферы использования и назначения текста можно выделить несколько типов и видов текста.
Типы текстов: повествование; описание; рассуждение.
Виды текста по стилю: разговорные; научные; официально-деловые; художественные; публицистические.
Виды работ над словосочетанием и предложением на уроках русского языка в начальных классах.
Предлагаем систему упражнений, который можно использовать при изучении раздела «Синтаксис» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Прочитай текст. Выбери из данных заглавий подходящее и напиши: «Миша и бабушка», «На улице», «Скука», «Доброе дело».
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
|
|
Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Пронумеруй части. Озаглавь текст.
Однажды брат попросил Серёжу прислать ему колосок пшеницы. Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок?
Брат у Серёжи служит на границе. Он охраняет нашу Родину.
Сергей пошёл на поле и сорвал колосок. Он написал, что колосок рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это Серёжа и сразу догадался, почему брат колосок попросил.
Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст.
А Мишка всё съел и был таков. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. Чуть стемнеет - косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Повадился медведь в деревню ходить.
4. Из данных слов составь и запиши предложение:
Лучи, на, посылает, землю, жаркие, солнце
5. Из данных слов составь и запиши предложение:
Туча, вдруг, серая, покрыла, небо
6. Из данных слов составь и запиши предложение:
Зайка, под, серый, спал, кустом
Составь из данных слов предложения и напиши текст.
идёт, труда, урок
на, бумага, и, лежат, клей, партах
ножницы, взяли, дети
фигурки, они, животных, делают
эти, ёлку, бумажные, украсят, звери
Определи границы предложений. Каждое предложение начинай писать с большой буквы и в конце ставь точку.
У реки стоит ива она опустила прямо в речку свои ветки ветки похожи на длинные косички лёгкий ветерок нежно качает их
9. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:
Надвинулась тёмная туча спряталось жаркое солнце загремел гром началась летняя гроза
10. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:
Подул резкий ветер полетели листья с деревьев с веток сорвалась стайка воробьёв тёмная туча закрыла солнце
11. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:
Пришла зима дрожат берёзки от холода озёра и реки покрылись льдом промёрзла земля
Составь из данных слов предложение и напиши его. Подчеркни слово, которое указывает, о чём говорится в предложении.
Ведёт, чащу, узкая, в, тропинка