Методика изучения элементов синтаксиса

План

1. Синтаксис как раздел грамматики. Предмет и задачи синтаксиса.

2. Словосочетание как единица синтаксиса. Характерные признаки словосочетаний. Типы словосочетаний. Виды связи слов в словосочетании.

3. Предложение их классификация. Текст.

4. Приёмы проведения синтаксического анализа.

5. Виды работ над словосочетанием и предложением на уроках русского языка в начальных классах.

Литература

1) Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательство: ACADEMIA, 2015. – 464 с.

2) Русский язык: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов / М.И. Кузнецова. СПб.: Просвещение, 2012. – 158 с.

3) Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981.

4) Фомичева Г. Л. Словосочетание // Методика грамматики и орфографии в начальных классах.

5) Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе. М., 2002. – 192 с.

«Слово есть плоть духа. В каждом человеке дух должен воплотиться в слово, — иначе он не только не принесет плода, но не будет и сам развиваться, — вымокнет, как зерно под водой».

К.Д.Ушинский

 

Ушинский отмечал, что язык народа является полным отражением его духовной жизни, и для ребенка — это лучший «истолкователь» окружающей его действительности. Изучая с детьми весь курс русского языка, особенно в начальных классах, учитель прививает любовь к родному языку, обогащая его новыми словами, фразами не знакомыми для ребёнка.

Термин «синтаксис» в переводе с греческого,  означает «соединение, сцепление». Это ярус языка, единицами которого являются слова, словосочетания, предложения, тексты. Синтаксисом также называют раздел языкознания, изучающий этот ярус, т. е. определяющий законы построения словосочетаний, предложений, текстов.

Предметом синтаксиса является изучение способов соединения слов в словосочетания и предложения.

Задачи синтаксиса:

1) описание видов словосочетаний, видов предложений и их структурных частей;

2) описание средств связи компонентов синтаксических единиц;

3) исследование взаимосвязи формы СЕ и их содержания.

 Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка, так как именно ему принадлежат те языковые единицы, которые служат для общения людей (т.е. выполняют важнейшую функцию языка). Это определяет отношение синтаксиса к др. разделам языкознания.

Связь с морфологией осуществляется через словоформы, которые являются материалом для строения СЕ. В формировании СЕ важную роль выполняют служебные слова – предлоги, союзы, частицы.

Связь с лексикологией. ЛЗ знаменательных слов, входящих в состав СЕ, – основа лексической семантики предложения.

Связь с фонетикой осуществляется через интонацию, которая выражает законченность предложения, различает вопросительность, не вопросительность, передает различные экспрессивные значения и др.

К синтаксическим единицам относятся: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое (ССЦ). Кроме названых единиц в сферу синтаксиса входят единицы других уровней – слово и словоформа, но рассматриваются они как строевые элементы синтаксических единиц. Например, из словоформ строятся словосочетания: издавна разлюбил, любят чтение, с безнравственной душой, исключить из опалы. Из словоформ и слов строятся простые предложения: Евгений издавна чтенье разлюбил.

И з простых и сложных предложений строится ССЦ. В ССЦ простые и сложные предложения объединены одной микротемой.

Центральной синтаксической единицей является предложение. Во-первых, потому что простое предложение – это элементарная единица, предназначенная для передачи законченной информации. Ни слово, ни словосочетание законченной информации не несут.

Во-вторых, из простых предложений строятся Сложные предложения и тексты.

Простое предложение имеет собственные грамматические характеристики, строится по специальному грамматическому образцу, обладает собственным языковым значением, интонационной оформленностью.  Например, предложения Студенты слушают лекции. Восьмиклассники учат уроки. Дети любят сказки. – построены по одной грамматической модели, одинаково интонационно оформлены и реализуют одно и то же грамматическое значение «сообщение о предмете и его действии». В предложениях типа: Слушают ли студенты лекции? (меняется интонационная оформленность). В предложении: Студенты работают с книгой (меняется структурная схема, а грамматическое значение сохраняется).

По ФГОС НОО, в начальной школе (систематический курс) на изучение синтаксиса выделяется 47 часов, в течение которых вся система работы над изучением словосочетания и предложения должна быть направлена на формирование у обучающихся начальных классов определенных предметных учебных действий:

 - умения сравнивать предложение, словосочетание, слово, называя их сходства и различия;

 - умения при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в предложениях и словосочетаниях;

 - умения находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;

 - умения классифицировать предложения по цели высказывания;

 - умения в тексте находить предложения с определенными характеристиками;

 - умения определять границы предложений, а также выбирать знак конца предложения;

 - умения объяснять способы нахождения главных членов предложения;

 - умения находить в тексте и составлять самостоятельно предложения с однородными членами;

 - умения объяснять в предложении с однородными членами выбор нужного союза;

 - умения составлять ряд однородных членов предложения и продолжать его.

 При достаточно высоком уровне сформированности перечисленных предметных учебных действий обучающиеся начальных классов смогут достаточно успешно достичь планируемых предметных результатов освоения синтаксиса.

 Раздел «Синтаксис и пунктуация» в обязательном минимуме содержания начального общего образования состоит из следующих подразделов:

 - Словосочетание.

 - Предложение. Цель высказывания, интонация.

 - Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.

 - Знаки препинания в конце предложения.

 - Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды).

 - Однородные члены предложения. Союзы и, а, но при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

 Одной из важнейших задач для уроков русского языка является формирование у обучающихся начальных классов умений осознанно пользоваться словосочетаниями и предложениями для выражения собственных мыслей. Поэтому в начальной школе работа над этими синтаксическими единицами занимает особенное место, так как именно на синтаксической основе осуществляется обучение фонетики, морфологии, лексики и, конечно же, орфографии. Младшим школьникам предложение помогает прочно осознавать значение в языке имен существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.

 Работа над словосочетаниями и предложениями, как мы видим, занимает центральное место в обучении синтаксису русского языка.

 

Словосочетание

Словосочетание – это номинативная синтаксическая единица, образуемая сочетанием двух самостоятельных частей речи на основе подчинительной грамматической связи.

Функция словосочетания, как и слова, номинативная. Но в отличие от слова, это более сложная и точная номинация. От предложения словосочетание отличается отсутствием предикативности. Словосочетания свободно создаются в речи вне контекста и не обладают временным и модальным значением (ср.: стол – письменный стол, обеденный стол, деревянный стол – Стол занят; Стол деревянный; Купить стол).

Для создания словосочетания нужны два знаменательных слова, т. е. имеющих значение и самостоятельных (с точки зрения частеречной классификации). Количество служебных частей речи при этом не учитывается. Связь слов в словосочетании обязательно подчинительная, т. е. одно слово главное, а другое – зависимое.

Словосочетаниями не являются слова с сочинительной связью (мальчик и девочка, белый и красный), с координационной связью (основа предложения: Я пришел; Утро настало). Это связи уровня предложения. Не являются словосочетанием и сочетания знаменательных со служебными слов с предлогом, частицей, союзом (он же, с другом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: