Для школьников 1–4-х классов
Инициатор и организатор всероссийского просветительского проекта — ИКЕА. Пар-тнером проекта выступает Движение ЭКА.
Предлагаем Вашему вниманию описание методики и сценарий проведения урока для учеников начальной школы.
Цель занятия
Цель занятия -знакомство школьников с тем, как обустройство дома и бытовые привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей, и мотивировать на экологически грамотное поведение в повседневной жизни.
Задачи:
• поразмышлять над значением фразы «Планета - наш общий дом»;
• выяснить, откуда в наших домах берутся вода, электричество и вещи;
• объяснить, как обращаться с вещами, чтобы они служили долго и не превращались в мусор;
• изучить, какие полезные привычки и вещи в наших домах помогают сохранить природные ресурсы, чистоту воды, воздуха и почвы.
Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического | 2 | |
урока «Наш дом. Ничего лишнего». Для школьников 1–4-х классов |
|
|
Необходимое оборудование и материалы
Для проведения урока Вам понадобятся:
• проектор и экран, компьютер, или ноутбук, или интерактивная доска с колонками для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint и прослушивания аудиофайлов (презентация — см. Приложение 2, подстрочный текст к презентации для озвучивания учителем — см. Приложение 1 данного методического гида);
• распечатанные на цветном принтере материалы игры (Приложение 3, по 1 экз. на ка-ждую группу) и заготовки для складывания карманной книжечки (Приложение 4, по количеству участников);
• 3–5 ножниц для изготовления карманных книжечек в конце урока;
• фотоаппарат или телефон с фотокамерой от 5 мегапикселей, чтобы во время урока сделать фотографии для получения диплома и благодарственного письма.
Список приложений к методическому гиду, необходимых для подготовки и проведения урока:
Приложение 1. Подстрочный текст учителя для озвучивания в ходе демонстрациислайдов презентации (в конце данного методического гида).
Приложение 2. Анимированная презентация(необходимо показывать в режиме де-монстрации).
Приложение 3. Карточки для игрового задания.
Приложение 4. Макет карманной книжечки-памятки.
Формат проведения занятия
Проведение занятия «Наш дом. Ничего лишнего» основывается на системно- деятельностном подходе. Новые знания не даются в готовом виде, а приобретаются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя. Для эффективной работы необходимо разделить учеников на 3 группы и посадить каждую груп-пу за отдельный стол. Для этого желательно развернуть парты так, чтобы они сформи-ровали один «круглый стол» для каждой группы, за которым учащимся будет удобно взаимодействовать друг с другом.
|
|
В ходе работы в группах школьники учатся:
• общаться, слушать и понимать друг друга;
• сотрудничать для решения поставленной задачи;
• вырабатывать единое решение;
• аргументированно высказывать свою точку зрения.
Обязательно поощряйте сотрудничество и умение договариваться у Ваших учеников. Следите за тем, чтобы все члены группы принимали участие в выполнении заданий и могли в равной степени проявить себя.
Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического | 3 | |
урока «Наш дом. Ничего лишнего». Для школьников 1–4-х классов |
Обратите внимание на то, что задания не носят соревновательного характера. В деле решения глобальных проблем очень важно умение сотрудничать и ощущать цен-ность своего вклада в общее дело, а не конкуренция.
Подготовка к занятию
Для успешного проведения занятия рекомендуется выполнить подготовительные шаги в следующей последовательности:
1. Ознакомиться с методическим видеороликом по ссылке, чтобы получить представление о формате и содержании урока, этапах и методике его проведения.
2. Изучить методический гид и Приложение 1 (подстрочный текст к презентации) и одновременно просмотреть анимированную презентацию (Приложение 2). При этом рекомендуется уделить внимание последовательному изучению каждого слайда и подстрочного текста к нему. В этом случае Вы будете уверенно чувствовать себя на уроке, и презентация будет для Вас удобным опорным инструментом. Обратите внимание, что при подготовке важно просматривать презентацию в полноэкранном режиме, чтобы познакомиться со всеми спецэффектами и анимацией.
3. Изучить описания мини-игр и активностей, которые даны в методическом гиде, под-готовить необходимые материалы и пространство для проведения занятия.
4. Распечатать все необходимые материалы из Приложений 3 и 4.
5. Потренироваться складывать книжечку-памятку, если Вы раньше этого не делали.
6. Договориться с помощниками о дате и времени проведения урока, если Вы планируете их привлекать (например, для фотосъемки).
План проведения занятия
Продолжительность занятия - 45 минут.
Вводный блок
Слайды 1–3.
Время – 8-10 минут.
Учитель проводит небольшую подвижную игру и вместе с ребятами выясняет, зачем животным и людям нужны домики и как они их обустраивают. Также ребята размышляют над значением фразы «Планета - наш общий дом».
Блок передачи знаний
Слайды 4–9.
Время — 20–25 минут.
Ребята узнают, откуда в наших домах берутся вода, электричество и вещи, почему их нужно использовать разумно и как это сделать.
Информационно-практический блок
Слайды 10–12.
Время — 12–15 минут.
Ребята выполняют игровое задание, чтобы узнать, какие полезные привычки и вещи
в наших домах помогают сохранить природные ресурсы, чистоту воды, воздуха и почвы. Учитель показывает, как сложить книжечку-памятку с полезной информацией по теме урока и подводит итоги.