Подстрочный текст учителя для демонстрации слайдов презентации

 

Слайд 1. Титульный

 

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами узнаем, как можно заботиться

 

о себе и обо всем, что нас окружает. Начнем с небольшой разминки. Представьте, что вы находитесь на огромной поляне. Погода будет меняться, и к вам будут при-ближаться разные животные, а вы будете решать: выйти на полянку или спрятаться в домик. Если захотите спрятаться, сложите руки над головой в форме крыши, а если решите выйти, опустите руки и улыбнитесь.

 

Учитель перечисляет животных и погодные явления, делая паузы, а ребята реагируют так, как считают нужным: прячутся в домик или остаются на поляне в зависимости от того, вызывает ли у них названная ситуация дискомфорт.

 

Учитель: На поляне появляются белки,.. волки,.. козы,.. слоны,.. тигры,.. начался ли-вень,.. к вам заглянули еноты,.. совы,.. мыши,.. ленивцы,.. сурикаты,.. поднялся силь-ный ветер,.. приближаются змеи,.. обезьянки,.. лошади,.. стало очень жарко,.. приле-тели пчелы,.. летучие мыши,.. а теперь очень холодно,.. бегут медвежата,.. а за ними огромная медведица…

 

Ребята, я вижу, домики вам очень пригодились. Почему и зачем вы в них прятались? Ребята отвечают.

 

Учитель: Вы прятались, когда было страшно, неуютно, некомфортно, когда вы чувство-вали опасность. Представьте себе свой дом. Вспомните, какое у вас любимое место дома, любимые вещи, свою семью… (Пауза.) Дом — очень важное место. И не только для человека, но и для других живых существ. Думали ли вы, когда прятались, что животные тоже могут вас бояться и тоже хотят защититься от непогоды и опасностей?

 

Ребята отвечают.

 

Учитель: Конечно, всем живым существам важны комфорт и безопасность. Где же прячутся животные, и строят ли они себе дома?

 

Ребята отвечают.


 

Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического

10

 
урока «Наш дом. Ничего лишнего». Для школьников 1–4-х классов  

 


Учитель: Многие животные очень неприхотливы, им достаточно кустика, ямки или камня, чтобы найти себе временное укрытие, а постоянных жилищ у них нет. Однако есть среди братьев наших меньших гениальные строители и инженеры, дома кото-рых поражают красотой, уютом и практичностью.

 



Слайд 2

 

Учитель: Посмотрите на картинки и определите, кто может прятаться, спать, выво-дить детенышей и заниматься другими важными делами в этих жилищах?

 

Ребята отвечают. (Учитель может называть номера, а ребята отвечать, чей это домик.) Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

 

В зависимости от возраста и знаний учащихся учитель может спросить, что ребята знают об особенностях того или иного домика и о том, как в них живут его обитатели, и/или рассказать интересные факты (см. раздел «Дополнительная информация для учителя о домиках животных»).

 

Учитель: Как видите, животные очень ловко используют природные материалы для строительства и обустройства своих жилищ, чтобы было тепло, уютно и безопасно. Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее между домиками животных и человека? Чем они похожи и чем различаются?

 

Ребята отвечают.

 

Слайд 3

 

Учитель: Самое главное сходство состоит в том, что все необходимое для жизни мы получаем от природы. Слышали ли вы фразу «Планета — наш общий дом»? Как вы думаете, что она означает?

 

Ребята отвечают.

 

Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

 

Учитель: Вы, наверное, знаете, что в последнее время на нашей планете происходит много неприятностей: загрязняется воздух, вода, почва, исчезают леса, гибнут живот-ные и растения. Почему это происходит?

 

Ребята отвечают.

 

Учитель: Природа очень щедра и заботлива. Она обеспечивает миллиарды обита-телей нашей планеты всем необходимым для жизни. Но ее запасы не бесконечны,

 

а люди часто берут больше, чем им на самом деле необходимо. Важно, чтобы каждый житель нашего общего дома — Земли — заботился о нем и следил за порядком. Ведь жизнь на Земле — это настоящее чудо. А на планете без чистого воздуха, чистой воды и почвы никто не сможет существовать, в том числе и мы с вами.

 

Но как же нам позаботиться о целой планете? Оказывается, наши дома и то, как мы

 

в них живем, сильно влияют на здоровье и благополучие планеты и всех ее обитате-лей. Давайте узнаем, как сделать так, чтобы в наших домиках было комфортно и уют-но, и при этом наш общий дом — Земля — был в порядке и мог продолжать обеспечи-вать всех живых существ всем необходимым.


 

Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического

11

 
урока «Наш дом. Ничего лишнего». Для школьников 1–4-х классов  

 




Слайд 4

 

Учитель: Дом современного человека трудно себе представить без света, тепла и элек-тричества. Ребята, вы могли бы без них обойтись? Почему?

 

Ребята отвечают.

 

Учитель: А вы знаете, откуда это все берется в наших домах?

 

Ребята отвечают.

 

Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

 

Учитель: В стенах наших домов спрятаны провода и трубы, по которым приходит тепло и электричество с электростанций. Электростанции бывают разными, но чаще всего, чтобы нагреть воду, которая побежит по батареям, и получить электрический ток, на них сжигают природный газ, уголь или мазут. Это топливо люди добывают из земли. При сжигании топлива из труб выходит дым, загрязняющий воздух, а также газы, из-за которых планета перегревается и погода начинает капризничать, созда-вая наводнения, ураганы, засухи и другие неприятности для живых существ. Чтобы погодных аномалий было меньше, воздух был чище, а ресурсы сохранялись, важно использовать свет, тепло и электроэнергию разумно.

 

Слайд 5

 

Учитель: Посмотрите на картинку и скажите, в каком доме свет тратят впустую, а в ка-ком — нет? Почему вы так решили?

 

Ребята отвечают.

 

Учитель: Правильно! Если в комнате никого нет, а свет горит, значит, он горит впустую. То есть получается, мы берем больше, чем нужно, зря тратим ресурсы и загрязняем воздух. Посмотрите на следующую картинку и попробуйте разгадать, в какой комнате заботятся не только о своем доме, но и о нашем общем доме — Земле.

 

Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

 

Ребята отвечают.

 

Учитель: Эта загадка посложнее. Секрет здесь в том, что мы получаем свет в доме не только с помощью электричества, но и с помощью солнца. Если окна в нашем доме чистые, а стены светлые, мы помогаем солнышку наполнять наш дом светом и мень-ше используем искусственное, электрическое освещение, то есть бережем ресурсы

 

и сохраняем воздух чистым. Кстати, вытирать пыль с лампочек и осветительных при-боров тоже очень важно, чтобы получать больше света. Хорошо! Переходим к следу-ющей картинке. Что вы можете сказать о жителях этих домиков?

 

Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

 

Ребята отвечают.

 

Учитель: Вы видите, что в одном домике теплее на целых 6 градусов и батареи работа-ют на полную мощность. Это значит, затрат топлива и выбросов в воздух происходит гораздо больше, чем это необходимо. Житель второго домика установил комфорт-


 

 

Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического

12

 
урока «Наш дом. Ничего лишнего». Для школьников 1–4-х классов  

 


ную температуру, а дополнительное тепло создает и сохраняет с помощью коврика на полу, теплой одежды и тапочек. Эти предметы дают тепло, не затрачивая ресурсов и не загрязняя воздух, то есть помогают и человеку, и планете быть в порядке.

 

Кроме света и тепла, в наших домах обязательно есть водопровод. Ребята, вспомните, когда и для чего вы используете воду в доме? Легко ли было бы обойтись без нее?

 

Ребята отвечают.

 



Слайд 6

 

Учитель: Мы настолько привыкли к тому, что можем открыть кран и получить сколь-ко угодно чистой воды, что не всегда расходуем ее разумно. А ведь далеко не у всех людей в мире есть такая возможность. Без доступа к чистой воде люди часто болеют

 

и даже умирают. В загрязненных водоемах не могут жить растения и животные. Что-бы сохранить чистую воду, важно ценить этот драгоценный ресурс и расходовать его бережно. Откуда же берется вода в доме?

 

Ребята отвечают.

 

Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

 

Учитель: Вода появляется в наших домах из водохранилища после того, как прошла через станцию водоочистки. Она движется по трубам с помощью насосов. После ис-пользования грязная вода утекает по канализационным трубам и попадает обратно

 

в реки и озера. Иногда ее очищают, а иногда нет. Загрязнить воду гораздо легче, чем очистить, поэтому важно разумно ее использовать, чтобы вода оставалась чистой, а мы и другие живые существа были здоровы.

 

Слайд 7

 

Учитель: Посмотрите на картинки и скажите, в каких домиках воду тратят впустую, а в каких — нет? Почему вы так решили?

 

Ребята отвечают.

 

Учитель: Многие люди любят проводить в ванной долгое время. За это время можно потратить очень много воды. Хотя для того, чтобы вымыться, вполне достаточно пя-тиминутного душа.

 

Многие люди оставляют кран открытым, пока чистят зубы. Казалось бы, это совсем мелочь. Но всего за 1 минуту из крана вытекает целое ведро воды. То есть за день — 2 ведра, за месяц — примерно 60, а за год — 730 ведер. Этой водой можно было бы целиком заполнить фургон грузовой машины. И это вода, потраченная только одним человеком, а представьте, сколько людей имеют эту вредную привычку и просто так превращают целые грузовики чистой воды в грязную, даже не использовав ее, хотя

 

в этом совсем нет необходимости. Для того, чтобы ополоснуть рот после чистки зубов, достаточно всего полстакана воды, а кран в это время лучше закрыть.

 

Стирка — еще одно занятие человека, требующее большого расхода воды. Стираль-ной машине нужно примерно 5 ведер воды на одну стирку. Если мы загрузим ее пол-ностью, то эта вода постирает сразу большое количество белья или одежды, а вот если положим всего несколько вещей, то часть воды мы потратим и загрязним впустую.


 

 

Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического

13

 
урока «Наш дом. Ничего лишнего». Для школьников 1–4-х классов  

 


Кроме воды, тепла, света и электричества, человеческие дома отличаются от жилищ животных большим количеством самых разных вещей. Ребята, вспомните, какие вещи обязательно есть в каждом доме?

 

Ребята отвечают.

 



Слайд 8

 

Учитель: Наши дома наполнены мебелью, одеждой, техникой, книгами, домашней ут-варью, игрушками и другими вещами. Откуда это все берется в наших домах?

 

Ребята отвечают.

 

Учитель: Мы покупаем вещи в магазинах, а в магазины они попадают с заводов и фа-брик. Чтобы сделать любую вещь, нужно много труда и много ресурсов — природных богатств, таких как древесина, руда, нефть, различные растения, а также химикаты, энергия и вода. При добыче ресурсов и в ходе производства вещей природа очень сильно загрязняется. Кроме того, любая вещь рано или поздно ломается или стано-вится ненужной и превращается в мусор. Мусор отправляется на свалки, которых ста-новится все больше и больше и которые отравляют воду, воздух и почву вокруг себя. Каждая вещь дорого обходится нашему общему дому — планете, так что важно це-нить вещи и бережно к ним относиться.

 

Слайд 9

 

Учитель: Давайте посмотрим, как с этим справляются жители домиков на слайде. Как вам кажется, кто заботится о вещах, а кто — нет? Кто оставляет много мусора, а кто — нет?

 

Ребята отвечают.

 

Учитель: Часто, когда вещи ломаются, мы их сразу же выбрасываем, так как можем пойти в магазин и купить новые. Но если мы вспомним, что вместе с вещью мы вы-брасываем природные ресурсы, воду, энергию и труд людей, которые были затрачены на ее создание, то сможем поступить более разумно — попробовать починить вещь или найти ей новое применение. Посмотрите, как преобразилась кукла в заботливых руках, — теперь она не хуже новой и очень рада, что не отправилась на свалку. Свалка, конечно, очень расстроится, ведь она будет меньше отравлять окружающую среду. Зато все живые существа очень обрадуются, ведь чистого воздуха, воды, почвы и ре-сурсов останется больше. Ребята, вспомните, какие вещи вы чинили вместе с родите-лями или какие могли бы починить и спасти от свалки?

 

Ребята отвечают. (Учитель может подсказать ребятам, если они затрудняются с отве-том, что мы спасаем вещи от свалки и продлеваем им жизнь, например, когда под-клеиваем листы в книгах, ставим заплатки на одежде, делаем из ненужных вещей полезные.)

 

Учитель: Если у вещей нет своего места, они быстрее ломаются и теряются, то есть чаще приходится покупать новые, хотя в этом совсем нет необходимости. Чтобы вещи служили дольше и были всегда под рукой, важно придумать им свои места. Тогда их будет легко и удобно найти и взять в нужный момент. Например, если, возвращаясь из школы, вы аккуратно вешаете свою одежду, значит, ее придется реже стирать и гла-дить, то есть не понадобится тратить лишнюю воду и энергию, и одежда прослужит


 

 

Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического

14

 
урока «Наш дом. Ничего лишнего». Для школьников 1–4-х классов  

 


дольше. А если ее бросать, где попало, то будет все наоборот. Или, если вы привыкли разбрасывать игрушки на полу, рано или поздно кто­-нибудь может наступить на ва-шего любимого супергероя или куклу и оставить их без руки, ноги или даже головы. Вашей игрушке придется отправиться на свалку, хотя она еще долгие годы могла бы радовать вас и других детей, которым, возможно, вы захотите подарить ее, когда вы-растете. Так что вещи служат дольше, когда к ним бережно относятся. И значит, по-рядок будет не только у вас дома, но и на всей планете, ведь заводам не придется все время делать новые вещи взамен старых и загрязнять природу, а свалки не будут расти так быстро. Вспомните, все ли ваши вещи в порядке? Если вдруг какие-то — нет, обязательно позаботьтесь о них, когда придете домой.

 

Еще один способ помогать природе оставаться чистой и не давать расти свалкам — это использовать многоразовые вещи вместо одноразовых. Покупки из магазина мы ча-сто приносим в пластиковых пакетах, которые сразу же выбрасываем. Знаете, сколько пакетов люди используют в мире за один год? 5 триллионов. Это число выглядит как 5

 

и 12 нулей. (Напишите число на доске, чтобы произвести на ребят большее впечатле-ние.) А каждую минуту на свалки отправляется 10 миллионов пакетов. Выброшенные пакеты добрались до самой высокой горы Эверест, до дна самых глубоких впадин оке-ана. Они повсюду, и мы своими руками позволяем им захватывать мир и разрушать природу. Если мы хотим сделать планету чище, нужно заменить одноразовые вещи многоразовыми. Разве трудно носить в магазин тканевую сумку и складывать в нее покупки? Она прослужит очень долго и заменит тысячи опасных пакетов.

 

Учитель может спросить ребят, какие еще одноразовые вещи они знают и какая су-ществует многоразовая замена для них. (Например, многоразовые стаканчики и бу-тылки для воды вместо одноразовых, мешочек для сменки вместо пакета, тканевый носовой платок вместо бумажных и т. п.)

 

Учитель: А если мусор все же появился, для него часто есть более подходящее место, чем свалка. Ведь любая вещь, которую мы выбрасываем, сделана из какого-то мате-риала, например: металла, стекла, бумаги, пластика. Вспомните, какие вещи из этих материалов вы чаще всего выбрасываете?

 

Ребята отвечают.

 

Учитель: Если ненужные вещи не смешивать, а сортировать по материалам и отно-сить в специальные контейнеры, то их можно отправить не на свалку, а на переработ-ку. Это значит, что они принесут пользу, а не вред, и из них сделают новые полезные вещи. Например, разбитые стеклянные банки или бутылки переплавляют и делают новые. Новую бумагу можно сделать из старой, вместо того чтобы рубить деревья. Мы можем собирать и сдавать макулатуру, чтобы для животных и их домиков осталось больше леса.

 

 

Если в вашем населенном пункте установлены контейнеры для раздельного сбора отходов, спросите ребят, видели ли они их и пользуются ли ими их семья. Также вы можете пригласить ребят к участию в акциях по сбору вторсырья, если они проходят в вашей школе или населенном пункте.

 

Учитель: Ребята, мы увидели, как полезные привычки и полезные вещи в наших до-мах помогают нам заботиться о себе и о нашем общем доме — Земле. Сейчас я раздам вам карточки. Рассмотрите их, и мы вместе придумаем советы, которые помогут нам и другим людям сохранить чистоту на планете.

 

Учитель раздает каждой группе набор карточек из Приложения 3. Учащиеся выполня-ют выбранное учителем задание с карточками.


 

 

Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического

15

 
урока «Наш дом. Ничего лишнего». Для школьников 1–4-х классов  

 






Слайд 10

 

Во время выполнения задания в группах и последующего обсуждения всем классом демонстрируйте слайд с изображением карточек и показывайте на экране карточки, о которых идет речь в обсуждении.

 

После выполнения заданий обязательно обсудите с ребятами следующие вопросы:

 

• Каким советам вы уже следуете?

 

• Какие советы показались вам легкими, и вы захотели их выполнять?

 

• Какие советы кажутся сложными? Почему?

 

• Какие новые порядки мы можем завести в классе, чтобы заботиться о планете?

 

• Чем вы хотите поделиться с родителями после урока?

 

• Какие действия вы предложите своим родителям начать выполнять вместе с вами?

 

Слайд 11

 

Учитель: Чтобы ничего не забыть и поделиться с родителями и друзьями знаниями

 

о том, как заботиться о планете, не выходя из дома, мы своими руками сейчас сделаем книжечку-­памятку.

 

Учитель раздает учащимся распечатанные макеты. Ребята делают книжечки-­памятки с помощью учителя и схемы на слайде.

 

Слайд 12

 

Учитель: Ребята, спасибо вам за участие в этом уроке! Вы узнали сегодня много спо-собов сделать так, чтобы наш дом не стал фабрикой по превращению чистой воды

 

и воздуха в грязные, а вещей в мусор. Давайте вместе следовать этим простым советам, заботиться о нашем общем со всеми живыми существами доме, брать ровно столько, сколько нужно, благодарить природу за ее щедрость и сохранять жизнь на Земле.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: