Общие методические рекомендации по преддипломной практике

4.1 ЦЕЛИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Углубление первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, подготовка студента к решению задач, связанных с процессами и стадиями жизненного цикла программного продукта, технологиями проектирования, методами разработки, эксплуатации и сопровождения программного обеспечения отраслевой направленности, к выполнению выпускной квалификационной работы.

В период преддипломной практики студенты наряду со сбором материалов по дипломному проектированию должны по возможности участвовать в решении текущих производственных задач, выполнять работы в рамках обработки отраслевой информации, внедрения и адаптации программного обеспечения отраслевой направленности, сопровождения и продвижения ПО, проектной деятельности в информационной сфере. Они могут занимать рабочие места инженерно-технических работников среднего звена в качестве дублеров.

 

4.2 ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Задачами производственной (преддипломной) практики являются:

– закрепление, расширение и систематизация знаний на основе изучениядеятельности конкретного предприятия;

– развитие профессионального мышления;

– привитие навыков организаторской деятельности в условияхтрудового коллектива;

– освоение на практике методов исследования объекта информатизации;

– обслуживание, диагностика и ремонт ПК;

– разработка и сопровождение программного обеспечения отраслевой направленности;

– анализ характеристик информационных процессов в формировании

исходных данных для проектирования;

– комплексное применение специальных знаний при решенииконкретных профессиональных задач, привлечение современных средствсредств вычислительной техники;

– сбор материала по теме выпускной квалификационной работы(дипломного проекта);

– всесторонний анализ собранной информации с целью дальнейшеговыбора оптимальных и обоснованных проектных решений;

– освоение теоретического материала, необходимого для выполнения изащиты выпускной квалификационной работы;

– выполнение цикла проектирования и получение проектных решений,пригодных для непосредственной реализации при дальнейшем выполнениивыпускной квалификационной работы;

– самостоятельнаяорганизацияквалификационной работы (дипломный проект) во времени для качественного

завершения его в установленный срок;

– реальная направленность результатов выпускной квалификационной

работы, предполагающая хотя бы частичное практическое внедрение их впроизводство.

 

4.3 МЕСТО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП СПО

Преддипломная практика базируется на междисциплинарных курсах профессиональных модулей:

ПМ.01 Обработка отраслевой информации

МДК.01.01 Обработка отраслевой информации

ПМ.02 Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности

МДК.02.01 Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности

ПМ.03 Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности

МДК.03.01 Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности

ПМ.04 Обеспечение проектной деятельности

МДК.04.01 Обеспечение проектной деятельности

ПМ 05 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества и имущества организации

МДК 05.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

МДК 05.02 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации

Для освоения программы преддипломной практики студент должен иметь практический опыт, полученный в результате освоения междисциплинарных курсов профессиональных модулей. Для освоения программы преддипломной практики студент должен иметь практический опыт, полученный в результате освоения междисциплинарных курсов профессиональных модулей ОПОП:

- обработки статического информационного контента;

- обработки динамического информационного контента;

- монтажа динамического информационного контента;

- работы с отраслевым оборудованием обработки информационного контента;

- осуществления контроля работы компьютерных, периферийных

- устройств и телекоммуникационных систем, обеспечение их правильной эксплуатации;

- подготовки оборудования к работе;

- сбора и анализа информации для определения потребностей клиента;

- разработки и публикации программного обеспечения отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов; 

- отладки и тестирования программного обеспечения отраслевой направленности;

- адаптации программного обеспечения отраслевой направленности;

- разработки и ведения проектной и технической документации;

- измерения и контроля характеристик программного продукта;

- выявления и разрешения проблем совместимости профессионально-ориентированного программного обеспечения;

- работы с системами управления взаимоотношений с клиентом;

- продвижения и презентации программной продукции;

- обслуживания, тестовых проверок, настройки программного обеспечения отраслевой направленности;

- обеспечения содержания проектных операций;

- определения сроков и стоимости проектных операций;

- определения качества проектных операций;

- определения ресурсов проектных операций;

- определение рисков проектных операций,

- ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

Прохождение практики необходимо для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (дипломного проекта).

 

4.4 ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

На преддипломной практике могут использоваться следующие организационные формы обучения:

- на штатных местах в качестве стажеров-дублеров;

- выполнение индивидуальных профессиональных заданий;

- индивидуальные и групповые консультации;

- участия студентов в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе и др.

 

4.5 МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика студентов проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях, организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и институтом, отвечающих следующим требованиям:

- наличие  сфер деятельности, предусмотренных программой преддипломной практики;

- обеспеченность квалифицированными кадрами для руководства преддипломной практикой.

Преддипломная практика проводится концентрированно в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

 

4.6 КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения преддипломной практики обучающийся должен приобрести следующие компетенции:

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент..

ПК 1.2. Обрабатывать динамический информационный контент.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку оборудования к работе.

ПК 1.4. Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента.

ПК 1.5. Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию.

ПК 2.1. Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

ПК 2.2. Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов..

ПК 2.3. Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 2.4. Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения.

ПК 2.5. Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию.

ПК 2.6. Участвовать в измерении и контроле качества продуктов.

ПК 3.1. Разрешать проблемы совместимости программного обеспечения отраслевой направленности..

ПК 3.2. Осуществлять продвижение и презентацию программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.3. Проводить обслуживание, тестовые проверки, настройку программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.4. Работать с системами управления взаимоотношениями с клиентами.

ПК 4.1. Обеспечивать содержание проектных операций.

ПК 4.2. Определять сроки и стоимость проектных операций.

ПК 4.3. Определять качество проектных операций.

ПК 4.4. Определять ресурсы проектных операций.

ПК 4.5. Определять риски проектных операций.

ПК 5.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 5.2. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

ПК 5.3. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации

ПК 5.4. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы

ПК 5.5.Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

 

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для

совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

 

4.7 ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Организацию руководство преддипломной практикой осуществляют руководители практики от техникума и от организации.

Руководители практики от техникума:

- устанавливают связь с руководителем практики от организации и совместно с ним составляют индивидуальные задания;

- принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

- осуществляют контроль за выполнением программы практики студентами на предприятии;

- оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и подборе материалов к государственной итоговой аттестации;

- оценивают результаты выполнения практикантами программы практики;

- предоставляют отчет о результатах практики;

- вносят предложения по совершенствованию организации практики;

- организовывают повторное прохождение преддипломной практики студентами в случае не выполнения ими программы практики по уважительной причине.

Руководитель практики от организации  осуществляет общее руководство практикой студентов и назначает ответственных руководителей практики от предприятия (учреждения, организации). Непосредственное руководство практикой студентов в отделах, лабораториях и других подразделениях возлагается на квалифицированных специалистов, которым поручается группа практикантов и в обязанности которых входит:

- распределение практикантов по рабочим местам в соответствии с графиком прохождения практики;

- проведение инструктажа по охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии на предприятии и на рабочем месте при выполнении конкретных видов работ;

- осуществление постоянного контроля за работой практикантов, обеспечения выполнения программы практики;

- оценивание качества работы практикантов, составление производственных характеристик с отражением в них выполнения программы практики, индивидуальных заданий;

- оказания помощи студентам в подборе материала для выпускной квалификационной работы (дипломных проектов);

- внесение предложений по совершенствованию организации преддипломной практики.

В договоре техникум и организация оговаривают все вопросы, касающиеся проведения преддипломной практики.

Договор предусматривает назначение руководителя практики от организации (как правило, руководителя организации, его заместителя или одного из ведущих специалистов), а также порядок оформления студентов в подразделения предприятия в качестве дублеров инженерно-технических работников среднего звена и обеспечение условий студентам для сбора исходного материала по выпускной квалификационной работе (дипломного проекта) в соответствии с полученным в техникуме индивидуальным заданием.

При наличии вакантных должностей на предприятии студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.

Для руководства преддипломной практикой на учебную группу в 20–30 студентов назначаются преподаватели междисциплинарных курсов.

В период преддипломной практики студенты наряду со сбором материалов по выпускной квалификационной работе должны участвовать в решении текущих производственных задач. 

Преддипломная практика проводится в соответствии с календарным учебным графиком на четвертом курсе в течение 4 недель с 36-часовой недельной нагрузки на предприятии в количестве 144 часов.

 

4.8 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

п/п

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Кол-во часов

144

Разделы практики Содержание разделов практики
1. Организационные вопросы оформления на предприятии, установочная лекция, инструктаж по охране труда и технике безопасности, распределение по рабочим местам Инструктаж по производственной дисциплине, охране труда, технике безопасности; Постановка цели и задачи преддипломной практики. Получение задания на дипломный проект. Получение задания на преддипломную практику   6 часов
2. Ознакомление со структурой и характером деятельности предприятия 1. Статус, структура и система управления структурой функциональных подразделений и служб предприятия. Положение об их деятельности и правовой статус. 3. Перечень и назначение программных средств, установленных на ПК предприятия. 4. Должностные инструкции инженерно-технических работников среднего звена в соответствии с подразделением предприятия. 6 часов
3. Сбор материалов для составления технического задания по теме выпускной квалификационной работы 1. Введение. 2. Основания для разработки. 3. Назначение разработки. 4. Требования к устройству и программе управления. 5. Требования к технической и программной документации. 6. Технико-экономические показатели. 7. Стадии и этапы разработки. 8. Порядок контроля и приемки. 24 часа
4.

Работа техником по обслуживанию и ремонту компьютерного оборудования и систем; сбор информации (выставляется руководителем практики от предприятия)

 

42 часа
5.

Работа техником по установке и сопровождению программного обеспечения; сбор информации (выставляется руководителем практики от предприятия)

 

42 часа
6.

Сбор материалов к выпускной квалификационной работе (дипломному проекту)

12 часов
7. Оформление отчета о прохождении преддипломной практики 1. Оформление отчета в соответствии с требованиями ГОСТа 12 часов

 

4.9 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

Проведение обучающих семинаров, фокус-групп, индивидуальных бесед, изучение технологий обработки и управления потоками информации с помощью специализированного программного и аппаратного обеспечения, презентационные технологии, интерактивные методы обучения.

 

4.10 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ)

Форма отчетности студентов по итогам преддипломной практике является отчет.

Содержание отчета по преддипломной практике должно полностью соответствовать программе практики с кратким изложением всех вопросов, отражать умение студента применять на практике теоретические знания, полученные в техникуме. Описание проделанной работы может сопровождаться схемами, образцами заполненных документов, а также ссылками на использованную литературу и материалы предприятия.

Отчет по преддипломной практике должен быть подписан руководителем практики от предприятия и скреплен печатью предприятия. Оформление отчета должно соответствовать ГОСТу.

Отчет имеет следующую структуру:

- дневник прохождения практики

- производственную характеристику

- отчет о преддипломной практике

- содержание

- задание на практику

- материалы по разделам в соответствии с требованиями

Формой контроля преддипломной практики является дифференцированный зачет, определяющий уровень освоенных профессиональных компетенций.

Время аттестации – 8 семестр в соответствии с календарным учебным графиком.

Оценка по практике (зачет) приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

 

 

4.11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент..

ПК 1.2. Обрабатывать динамический информационный контент.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку оборудования к работе.

ПК 1.4. Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента..

ПК 1.5. Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию.

ПК 2.1. Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

ПК 2.2. Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов..

ПК 2.3. Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 2.4. Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения.

ПК 2.5. Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию.

ПК 2.6. Участвовать в измерении и контроле качества продуктов.

ПК 3.1. Разрешать проблемы совместимости программного обеспечения отраслевой направленности..

ПК 3.2. Осуществлять продвижение и презентацию программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.3. Проводить обслуживание, тестовые проверки, настройку программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.4. Работать с системами управления взаимоотношениями с клиентами.

ПК 4.1. Обеспечивать содержание проектных операций.

ПК 4.2. Определять сроки и стоимость проектных операций.

ПК 4.3. Определять качество проектных операций.

ПК 4.4. Определять ресурсы проектных операций.

ПК 4.5. Определять риски проектных операций.

ПК 5.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 5.2. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

ПК 5.3. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации

ПК 5.4. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы

ПК 5.5.Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

 

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для

совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

 

4.12 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

- Персональные компьютеры с подключением их к системе телекоммуникаций (электронная почта, Интернет);

- Аппаратурное и программное обеспечение для проведения опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы студентов в рамках практики.

Все вышеперечисленные объекты должны соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении производственных работ.

 

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

 

По окончании учебной практики обучающемуся не требуется готовить специальный пакет документов для получения зачета по практике. Во время практики студент выполняет под руководством руководителя практики от учебного заведения задания,которые относятся к кругу должностных обязанностей последнего и ведет свою документацию: планирование, написание конспектов проводимых мероприятий, записи наблюдения мероприятий и ежедневное фиксирование проделанной работы в дневнике практики (папке - тетради для развернутых планов – конспектов проведенных мероприятий, занятий практики) и др.

Каждая запись в таком дневнике должна быть завизирована руководителем практики с выставленной оценкой за каждый день. По окончании учебной практики руководитель практики от учебного заведения оформляет и подписывает аттестационный лист по учебной практике студента и выставляет ему по текущим оценкам общую оценку за практику.

Аттестационный лист по учебной практике   студента, подписанный руководителем практики от учебного заведения (Приложение А). В аттестационном листе анализируется качество выполнения студентами учебной практики, уровень освоение профессиональных компетенций обучающегося во время учебной практики.

По окончании производственной практики студент предоставляет руководителю практики от учебного заведения для зачтения практики следующие документы:

График прохождения производственной практики студента (Приложение Б). График заполняется в ходе производственной практики. С графиком студент должен приходить на производственную практику и на обязательные еженедельные консультации в техникум.

В графике каждый вид работы должен быть завизирован руководителем практики на месте ее прохождения с рекомендуемой оценкой.

Производственная характеристика (Приложение В) о выполнении производственной практики студента, подписанная руководителем организации, руководителем практики от предприятия и заверенная печатью предприятия (Приложение В). В характеристике анализируется качество выполнения студентами производственной практики, полученные умения и навыки по выполнению функциональных обязанностей на первичных должностях служб, приводится перечень выполненных работ, организаторские способности студента, состояние трудовой и производственной дисциплины, исполнительность, инициатива. В конце делается вывод о подготовленности студента к будущей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Выставляется рекомендуемая оценка.

Аттестационный лист по производственной практике студента, подписанный ответственным лицом организации (базы практики) и заверенный печатью предприятия (Приложение Г). В аттестационном листе анализируется качество выполнения студентами производственной практики, уровень освоение профессиональных и общих компетенций обучающегося во время производственной практики.

Индивидуальное задание (Приложение Д) на период практики дается студенту заранее, с ним он должен прийти на производство. Описание и результат выполнения индивидуального задания обучающийся оформляет в отчет и может записать на диск.

Презентация на диске (не менее 15 слайдов) для защиты практики или публичном представлении отчета по практике. В презентации рассказывается о базе практики, описывается структура предприятия и работа основных подразделений. Описывается коммерческий отдел, его основные функции. Рассказывается о перспективах развития организации. Описывается деятельность обучающегося на предприятии, пример выполняемых работ.

Отчет по производственной практике (Приложения Г, Д).

В отчете по производственной практике студент должен показать свои знания по деятельности ПМ 03 Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности, умение самостоятельно вести исследования, анализировать и обобщать результаты деятельности предприятия, организации, где проходил производственную практику.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: