Лидеры существуют не только в спорте

 

Руководитель и лидер

• Типы лидеров

• Функции лидеров

• Теории лидерства

 

Вспомнив детство, все наверное могут назвать кого-то, кто предводительствовал во дворе или в классе, за кем ребята ходили, что называется, табуном, беспрекословно подчиняясь любым требованиям. Такие «коноводы» на языке управления называются лидерами.

Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера — администратора. Он не управляет, не командует, а увлекает, ведет за собой остальных. Те же выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

Менеджеры-администраторы выполняют предписанные сверху функции. Они, прежде всего, определяют, как, какими способами нужно достигать поставленные, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами. Сами занимают при этом пассивную позицию.

В противоположность этому лидеры выполняют функции, ожидаемые коллективом, и самостоятельно определяют его цели. Они вдохновляют своих последователей, разделяющих их взгляды. Администраторам люди обязаны подчиняться; за лидерами же следуют потому что им доверяют.

Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Лидер не утверждается приказом, а выдвигается психологически, признается окружающими. Причина состоит в том, что он — единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей или показать выход из безвыходных ситуаций.

Специалисты выделяют два типа лидеров: инструментального в деловых отношениях и экспрессивного в межличностных (обычно последний — наиболее уважаемый человек, «аксакал»). Это, как правило, разные люди, но в любом случае больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке.

Человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему. Но иногда такое видение исходит из ничем не подкрепленных «благих» пожеланий. Поэтому лидер может осознанно или неосознанно завести своих последователей в глубокий тупик. Чаще всего такое, правда, встречается в политике, и именами таких людей история изобилует.

В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта по любым вопросам, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. Но в обоих случаях он — интегратор людей, инициатор и организатор их активных действий, образец, с которым те сверяют свои мысли и поступки.

Лидер является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы действия каждого из его членов не противоречили общим, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может вступить в конфликт с администрацией, санкционируя только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива,

Бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение группы и его противостояние администрации. Поэтому в конфликтной ситуации с ним стараются договориться, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает.

Если границы формального и неформального коллектива совпадают, и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности, лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом. Он до определенной степени сможет пренебрегать интересами последнего ради организации, и люди, доверяя ему, на это согласятся. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов коллектива, ибо злоупотреблять его доверием опасно.

Специалисты в области менеджмента до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же делает людей лидерами. Сначала предполагалось, что во всем «виноваты» занимаемая ими руководящая должность, официальное положение в организации. Практика, однако, опровергает этот взгляд. Каждый на своем опыте может убедиться, что даже очень больших начальников подчиненные могут ни во что не ставить.

Затем появилась «теория великих людей», утверждавшая, что лидерами становятся благодаря особым свойствам личности, таким, например, как уровень знаний и интеллекта, впечатляющая внешность, здравый смысл, высокая степень уверенности в себе, честность и пр. Однако это не может объяснить, например, почему стал лидером Сталин, явно не отвечавший подавляющему большинству перечисленных требований.

Продолжающиеся поиски привели к формированию поведенческой теории лидерства. В соответствии с ней главную роль в деле становления лидера играют не личные качества необходимости поиска человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал вывод о существовании некоего оптимального стиля поведения лидера, с помощью которого можно решить все проблемы.

Конечно, личные качества и стиль руководства являются важными моментами успеха, но более поздние исследования убедительно показали, что важную роль в нем могут сыграть ситуационные факторы. Они включают личные качества исполнителей, характер работы, особенности внешней среды и т.п.

Но, видимо, правильнее всего было бы предположить, что в той или иной степени правы все перечисленные концепции.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Лидер — лицо, ведущее за собой остальных, которые выступают по отношению к нему как последователи, а не подчиненные,

Лидеры могут быть:

— инструментальными;

— экспрессивными (психологическими). Теории о происхождении лидерства:

— должностная;

— «великих людей» (личностная);

— поведенческая;

— ситуационная.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Перечислите основные функции руководителя и попытайтесь сравнить степень важности, которую они имели 150 лет назад и которую имеют сейчас.

2. Попробуйте распределить по уровням управления руководящий состав учебного заведения.

3. Сопоставьте пассивных и активных руководителей и методы их работы.

4. Обсудите в учебной группе список качеств, необходимых современному руководителю, и предложите собственную версию.

5. Проанализируйте набор лидерских качеств известных исторических деятелей.

 

Глава XIX

Власть

Основы власти

На что же опирается власть?

Прочна ли власть сегодня?

ВЛАСТЬ

 

Руководитель может успешно управлять исполнителями только в том случае, если они будут подчиняться его власти. Изучив материал данной главы, можно узнать, что такое власть и какие разновидности ее существуют; на чем основывается власть в организации; насколько она прочна в современных условиях.

 

ОСНОВЫ ВЛАСТИ

 

Понятие власти

• Реальная власть

• Формальная власть

 

Буквально на каждом шагу мы сталкиваемся с проявлением власти одних людей над другими. Таких примеров сколько угодно — дети подчиняются родителям; ученики — учителям; солдаты — офицерам; работники фирм, предприятий, учреждений подчиняются их владельцам или руководителям.

Власть есть способность одних людей подчинять других своей воле, оказывая на них влияние. Под последним понимается эмоциональное или рассудочное воздействие, которое изменяет поведение в нужную для организации сторону, побуждает более эффективно работать, предотвращает возникновение конфликтов.

По направленности власть может быть не только позитивной, созидающей, но и порождающей разрушительные действия. Так, руководитель, придерживающийся старых взглядов и боящийся нововведений, которые могут поколебать его позиции, часто употребляет всю свою власть, чтобы воспрепятствовать новшествам, даже если они выгодны организации.

Такая практика характеризуется как злоупотребление властью. Она проявляется в манипулировании людьми путем «давления» на подчиненных, «выкручивания им рук», организации интриг и т.п. Опасность подобных действий тем больше, чем выше концентрация власти в одних руках.

В то же время нужно иметь в виду, что никогда не существовала и не может существовать реальная абсолютная власть. Ведь все мы на деле зависим от других людей и от обстоятельств (степенью такой зависимости и определяется в конечном итоге объем власти). Невозможность управлять одновременно всем напрямую является основной причиной трудностей руководителя. Последнему для достижения своих целей часто приходится балансировать властью, как человеку на канате — шестом.

Успех руководителя, например, определяется не только его личными достоинствами, а во многом тем, как будут работать подчиненные. Без добросовестного исполнения ими своих обязанностей, повседневной помощи и поддержки он не значит ровным счетом ничего. Капризные дети часто властвуют над своими родителями, заставляя их исполнять все желания, хотя формально власть в семье им не принадлежит.

Умение балансировать властью предполагает знание ее источников, политической структуры коллектива (то есть соотношения интересов отдельных людей и их групп), взаимосвязей между сотрудниками, социальных ролей, которые они играют, а также понимания стратегии и тактики, с помощью которых приобретается и удерживается власть.

Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть — это власть должности. Она обусловлена официальным местом ее обладателя в структуре управления организацией, а не личными качествами своего обладателя. Ее масштаб измеряется совокупностью служебных полномочий, о которых мы уже говорили выше.

Например, руководитель крупной фирмы, где работают многие сотни тысяч человек, имеющий право подписывать миллиардные контракты, обладает несравненно большей формальной властью, чем его коллега из маленькой организации. В то же время, это еще не значит, что все сотрудники будут такому руководителю безоговорочно подчиняться, а контракты при прочих равных условиях неукоснительно выполняться.

Реальная власть — это власть не только должности, но и авторитета. Она обусловлена местом человека как в официальной, так и в неофициальной системе отношений. Причем последние выступают как бы ограничителем официальных прав, когда на бумаге руководитель вроде бы может что-то сделать, а на практике — нет. Реальная власть основана на добровольном подчинении. Она измеряется степенью готовности других к такому подчинению, независимости человека от окружающих. Поэтому реальная власть не всегда связана с должностью.

Готовность подчиняться (восприятие власти) во многом определяется пониманием смысла распоряжений, возможностью сотрудников выполнить то, что от них требуют, заинтересованностью в этом, соответствием характера власти индивидуальным установкам работников.

Границы формальной и реальной власти совпадают редко. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет стремление к ее монополизации. Это является положительным моментом, ибо чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Власть — способность подчинять других людей своей воле, оказывая на них влияние, которое изменяет их поведение в нужную сторону, побуждает более эффективно работать. Типы власти:

1. Формальная — обусловлена должностными полномочиями субъекта и измеряется числом лиц, которые официально обязаны выполнять его требования, или размером ресурсов, которыми он имеет право самостоятельно распоряжаться.

2. Реальная — обусловлена фактическим положением лица в организации и измеряется количеством людей, которые готовы ему добровольно подчиняться, а также ресурсами, которыми оно может распоряжаться на деле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: