Методическая разработка учебного занятия №4

(для студентов)

· Тема: Возрастные особенности и семиотика поражения мышечной системы.

Цель занятия: студенты должны овладеть навыками обследования мышечной системы у детей.

1) Значение темы:

Закончив изучение данной темы, студент должен знать:

- морфологические особенности строения мышц у детей раннего возраста, их развитие;

- значение физического воспитания в развитии мышечной системы, допустимые физические нагрузки детей различного возраста;

- клинические симптомы мышечной гипо-, атонии, гипертонуса, гипо- и атрофии.

студент должен уметь:

- провести осмотр и пальпацию мышечной системы у детей;

- выявить симптомы поражения костно-суставной и мышечной системы.

2) Исходный уровень:

Базовые знания, полученные при изучении нормальной анатомии, нормальной гистологии, биохимии:

- эмбриогенез морфологические и функциональные особенности мышечной системы у детей.

 

4. Краткое изложение теоретического материала занятия.

Мышечная система является активной частью опорно-двигательного аппарата. Эволюционно сформировалось 3 типа мышц: скелетные, прикрепленные к концам трубчатых костей конечностей и отросткам позвонков и приводящие их в движение; гладкие,образующие стенки пищеварительного тракта и некоторых других внутренних органов и обеспечивающие передвижение их содержимого; сердечная мышца.

Кости, хрящи, мышцы развиваются из мезенхимальной ткани. Основная дифференцировка происходит в эмбриональном периоде на 4-8 неделе внутриутробного развития.

Поперечнополосатая мускулатура человека в эмбриогенезе имеет мезодермальное происхождение. С 5 по 8-ю неделю внутриутробного развития будущие мышцы представлены синцитием из премиобластов. С 10-20 недели появляются первоначальные волокна – миотубы, а с 18 по 26 неделю – зрелые миоциты. Рано начинают появляться отличия между двумя группами мышечных клеток – волокон. Это представители белых и красных мышечных элементов, или «быстрых» и «медленных» мышц. Быстрые мышцы вдвое толще по диаметру и богаче ферментами фосфагенного и гликогенолизного путей энергетического обеспечения. Существует 3 механизма выработки энергии: система фосфагена – через использование креатин-фосфата; система гликоген-лактат; аэробное окисление глюкозы, реже жирных кислот или аминокислот. У стайеров преобладают медленные волокна с высокой насыщенностью ферментами аэробного гликолиза; у спринтеров – быстрые волокна, приспособленные для интенсивной краткосрочной активации системы фосфагена и гликогенолиза.

Масса мышц по отношению к массе тела у детей значительно меньше, чем у взрослых. Так, у новорожденных она составляет 23,3% от массы тела, у ребенка 8 лет – 27,7%, 15 лет – 32,6%, у взрослого – 44,2%. Мышечная масса в постнатальном периоде увеличивается в 37 раз, в то время как масса скелета только в 27 раз. Количество и функциональные возможности мышечной ткани характеризуют качество и степень оптимальности всего процесса сомато-физического развития. Активные процессы роста и дифференцировки мышечного аппарата играют координирующую и детерминирующую роль относительно развития всех систем обеспечения жизнедеятельности – сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной нервной системы, систем метаболизма и энергообеспечения.

Основная масса мышц у новорожденных приходится на мышцы туловища, у более взрослых детей – на мышцы конечностей. У новорожденных преобладает тонус мышц-сгибателей. У них даже во время сна мышцы не расслабляются.

Интенсивность процесса прироста мышечной силы различна у мальчиков и девочек. Показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочек. Способность к быстрым движениям достигает максимума к 14 годам. Мышечная выносливость, измеренная по максимальному времени напряжения мышц с силой, равной половине максимальной, достигает к 17 годам величин, вдвое превышающих аналогичные величины у 7-летних.

Биохимический состав мышц у детей отличается от взрослых. Так, содержание миофибриллярных белков мышечной ткани новорожденных в 2 раза меньше, чем у детей старшего возраста и у взрослых. По мере роста ребенка увеличивается содержание тропомиозина, саркоплазматических белков в мышечной ткани и уменьшается количество гликогена, молочной кислоты и нуклеиновых кислот. Существенно снижается и содержание воды в мышцах.

Развитие мышц у детей идет неравномерно. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее – мышцы кистей рук. До 6 лет тонкая работа пальцами детям не удается. В возрасте 6-7 лет ребенок может уже заниматься плетением, лепкой. В этом возрасте возможно обучение письму. С 8-9 лет у детей укрепляются связки. Усиливается мышечное развитие и отмечается значительный прирост мышц. В конце периода полового созревания происходит прирост мышц не только рук, но и спины, плечевого пояса и ног. В возрасте 14-16 лет у мальчиков наблюдается почти двукратное увеличение как общей массы мышц, так и мышечной силы. После 15 лет интенсивно развиваются и мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация мелких движений. Поэтому физические нагрузки должны быть строго дозированы, не вестись в быстром темпе. Развитие моторики у детей происходит неравномерно. К 10-12 годам координация движений достаточно совершенна. Однако дети младшего возраста еще не способны к длительной продуктивной работе и к продолжительному мышечному напряжению.

В период полового созревания гармоничность движений нарушается: появляется неловкость, угловатость, резкость движений как результат дисгармонии между интенсивно увеличивающейся массой и отставанием их регуляции.

Для нормального развития детей необходимы физические упражнения и спорт. Широко применяют массаж и гимнастику у детей всех возрастных групп. Чрезмерное увлечение детей спортом, попытка достижения высоких результатов в короткое время представляют угрозу для здоровья детей. Отсюда важность соблюдения и возрастных ограничений на тот или иной вид специализации в спорте.

В период ростовых процессов любое похудание противопоказано. В подростковом возрасте усиление физических нагрузок и ограничение питания блокируют развитие органов и функций, связанных с репродукцией, формируют риск для будущего материнства или отцовства, равно как и для закрепления адекватной половой ориентации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: