Вопросы для самоподготовки

1. Особенности сбора анамнеза у детей с патологией органов кровообращения.

2. Характеристика верхушечного и сердечного толчка: происхождение, локализация в зависимости от возраста.

3. Границы относительной и абсолютной тупости сердца: чем образованы, их изменение в зависимости от возраста.

4. Механизм образования тонов сердца, места выслушивания, возрастные особенности.

5. Правила описания аускультации сердца.

7. Методика проведения занятия:

Перечень практических навыков:

Опрос родителей и детей.

Осмотр кожи, слизистых, ногтей, грудной клетки, сосудов шеи, эпигастрия (патологическая пульсация)

Пальпация сердечной области

Перкуссия сердца

Аускультация сердца

Определение пульса на лучевой, височной, бедренной, сонной артериях

Определение АД на руках и ногах

База: детское отделение КДКБ.

Оснащение занятия:

- таблицы: возрастные границы сердца, локализация верхушечного толчка (по В.И. Молчанову), точки выслушивания сердца, ЧСС, АД

- видеофильм: «Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей»

- аудиодиск «аускультация сердца»

8. Список рекомендуемой литературы:

Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.

Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.

Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.

Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.

Дополнительная:

Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.

Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.

Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.

 

Методическая разработка учебного занятия №14

(для студентов)

1. Тема: Семиотика поражения органов кровообращения у детей и подростков.

В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-16, ПК-17, ПК-18.

2. Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой клинического обследования органов кровообращения у детей для выявления симптомов их поражения.

3. Значение темы:

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- этико-деонтологические принципы общения с матерью и ребёнком, страдающим заболеванием органов кровообращения;

- методику исследования органов кровообращения;

- наиболее характерные жалобы больных с патологией сердечно-сосудистой системы;

- причины периферического и центрального цианоза и их проявления, деформации концевых фалангов пальцев, отёков;

- причины смещения верхушечного толчка, изменения силы верхушечного и сердечного толчков;

- причины смещения границ сердца;

- причины изменения ритма сердца, громкости тонов, появления шумов и их диагностику;

- причины изменения пульса, АД.

Студенты должны уметь:

- опросить мать и/или ребёнка, выявив возможные жалобы, характеризующие заболевание сердечно-сосудистой системы;

- провести осмотр кожи, придатков кожи, грудной клетки, наличие пульсаций;

- осуществить пальпацию сердечной области, оценить локализацию сердца, дать характеристику верхушечного и сердечного толчков;

- определить границы относительной и абсолютной тупости сердца;

- провести аускультацию сердца в соответствующих точках и дать ей характеристику;

- оценить пульс на лучевой, височной, сонной, бедренной артерии;

- определить АД на руках и ногах;

- сделать заключение о соответствии показателей сердечной деятельности возрастным нормативам, выявить симптомы поражения и объяснить их происхождение.

4. Исходный уровень. Базовые знания получены при изучении дисциплин: анатомии человека; гистологии и эмбриологии; нормальной физиологии, пропедевтики внутренних болезней, патологической физиологии.

Базовые знания включают методику исследования больного; возрастные морфологические и функциональные константы сердечно-сосудистой системы человека в возрастном аспекте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: