2. Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой определения группы здоровья детей.
3. Значение темы:
изучив данную тему, студенты должны знать:
1) критерии оценки состояния здоровья ребёнка;
2) группы здоровья детей;
3) факторы, влияющие на состояние здоровья детей;
4) семиотику поражений органов и систем;
5) нормальные показатели сред человеческого организма в зависимости от возраста – анализы периферической и венозной крови, мочи, ликвора, кала и т.д.;
6) диагностические критерии наиболее часто встречающихся заболеваний
студенты должны уметь:
1. оценить состояние здоровья ребёнка;
2. определить группу здоровья ребёнка;
3. собрать анамнез, сделать заключение по анамнезу заболевания и анамнезу жизни;
4. провести физикальное исследование ребенка по органм и системам;
5. оценить данные лабораторного и инструментальногот обследования;
6. поставить предврительный диагноз, дать посиндромное обоснование;
7. назначить план дополнительного обследования.
|
|
4. Исходный уровень знаний. В течение учебного года на кафедре пропедевтики детских болезней студенты изучали возрастные особенности ребёнка, закономерности роста и развития, методику обследования детей в зависимости от возраста. Занятие по комплексной оценке здорового ребёнка является итоговым.
5. Краткое изложение теоретического материала:
Примерная схема самостоятельной курациии ответа на зачете
Предварительное знакомство с анамнезом (из истории развития ребенка).
ФИО
Возраст
Антропометрия:
рост
вес
окружность головы
окружность грудной клетки
Жалобы на день осмотра:
Краткий анамнез болезни:
Неблагоприятные факторы анамнеза жизни: перенесённые заболевания по годам
Состояние: ……, самочувствие…., аппетит…., сон……
Исследование кожи, подкожной клетчатки, лимфоузлов, костной,
мышечной систем, осанки (подробно). Форма грудной клетки, носовое дыхание. Перкуторно над легкими…звук. При аускультации …дыхание. Ч.д.д. …в 1 мин.
Верхушечный толчок…., характеристики. Границы сердца соответствуют …возрастной группе. При аускультации тоны сердца (громкость, чистота, ритм, соотношение тонов, акценты), шумы. Ч.с.с …в 1 мин. АД…мм рт.ст.
Слизистая полости рта, зева, миндалины, зубы. Живот при пальпации (напряжение, болезненность). Печень на …см ниже реберного края по (3 линиям). Селезенка пальпируется или нет. Стул … раз в сутки, его характеристика. Поясничная область….., почки пальпируются, ил не пальпируются в положении…., Болезненность мочеточниковых точек…, мочевой пузырь пальпируется…, перкуторно определяется….Наружные половые органы сформированы по типу …, аномалии. Мочеиспускания … раз, изменения.
|
|
Заключение по ФР:
Заключение по НПР:
Общее заключение: здоров или диагноз болезни.
Посиндромное обоснование диагноза.
Назначение плана дополнительных методов исследования.
Рекомендуется наблюдение в … группе здоровья (для здорового ребенка).
6. Вопросы, данные студентам для самоподготовки:
1. Основные критерии комплексной оценки состояния здоровья детей.
2. Оценка ФР, НПР в зависимости от возраста.
3. Классификация и критерии оценки состояния ребенка по степеням.
4. Диагностические критерии изучаемых ранее заболеваний.
5. Нормальные показатели крови, мочи ребенка в зависимости от возраста.
6. Группы здоровья детей, классификация, критерии.
7. Методика проведения занятия:
1. Оценка физического развития.
2. Оценка нервно-психического развития.
3. Объективный осмотр.
4. Оценка состояния ребенка.
5. Постановка предварительного диагноза.
6. Назначение плана обследования.
7. Интерпритация лабораторных и инструментальных методов исследования, предложенных преподавателем.
8. Определение групп здоровья.
Иллюстративный материал: таблицы по группам здоровья.
Оснащение занятия: микро- и макротаблицы по физическому и нервно-психическому развитию, истории развития детей, весы, ростомер, сантиметровые ленты.
8. Список рекомендуемой литературы:
Обязательная литература:
1. Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – СПб.: Фолиант, 2001.- 928 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник/ под ред. Р. Р. Кильдияровой, В. И. Макаровой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 680 с.
3. Здоровый ребенок: учебное пособие. 1 часть / Б.И.Кузник и [и др.]. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2012. – 160 с.
4. Здоровый ребенок: учебное пособие. 2 часть / Б.И.Кузник и [и др.]. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2012. – 190 с.
Дополнительная литература:
1. Пропедевтика детских болезней: учебник / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с.
2. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В. Юрьева. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с. – (Серия «Национальная библиотека»).
9. Контроль знаний осуществляется путем контроля над усвоением методики осмотра ребенка, сбора анамнеза, оценки ФР и НПР, постановки предварительного диагноза, назначении плана диагностических мероприятий, анализа результатов лабораторного и инструментального исследования.