Вопросы
1. Система маркетинга.
2. Принципи и цели маркетинга.
3. Комплекс задач маркетинга.
4. Основные функции маркетинга.
5. Маркетинговая среда.
6. Понятие комплекса маркетинга.
7. Концепция «4 Р» Джерома Маккарти.
8. Характеристика основних элементов комплекса маркетинга: товар, цена, распределение, продвижение.
9. Сопоставление концепции «4 P» продавца и концепции «4 С» покупателя.
Тестовые задания
1. К факторам макросреды маркетинга не относятся:
A) темпы экономического роста;
B) состояние законодательства;
C) организация маркетинговой деятельности;
D) отношение к предпринимательству;
E) образовательный уровень населения.
2. Определите признак, относящийся к сегментации потребителей по демографическому фактору:
A) возраст;
B) регион;
C) тип личности;
|
|
D) образ жизни;
E) размер территории.
3. Укажите параметр демографической сегментации:
A) возраст;
B) образ жизни;
C) страна;
D) скорость использования товара;
E) реакция.
4. В чем сущность концепции маркетинга?
A) в ориентации на требования рынка, т.е. нужды потребителя;
B) в борьбе с инфляцией;
C) в подчинении торговли интересам производства;
D) в ориентации на указания государственных органов.
5. Что такое окружающая среда маркетинга?
A) совокупность факторов, влияющих на маркетинговую деятельность фирмы;
B) группировка предприятий сферы производства по их размеру;
|
|
C) торгово-сбытовая сеть фирмы.
6. Комплекс маркетинга-микс включает:
A) управление предприятием;
B) совокупность инструментов (товар, цена, сбыт, продвижение)
C) выбор условий реализации товара;
D) все ответы верны.
7. К микросреде предприятия не относятся:
A) средства массовой информации;
B) население всей страны;
C) торговые организации;
D) все ответы верны;
E) правильного ответа нет.
8. Маркетинговая среда предприятия является:
A) частью его микросреды;
B) частью его макросреды;
C) совокупностью микро- и макросреды;
D) правильного ответа нет.
9. Понятие макросреды отражает:
A) силы, влияющие на деятельность предприятия непосредственно;
B) силы, не влияющие на деятельность предприятия;
C) силы, влияющие на микросреду, в которой работает производитель;
D) все ответы верны;
E) правильного ответа нет.
10. Какие из указанных видов деятельности не относятся к комплексу маркетинга:
A) опрос потребителей;
B) рекламная кампания;
C) определение способа сбыта товара;
D) все ответы верны.
Практическое занятие 4. Маркетинговые исследования
Вопросы
1. Содержание понятия «маркетинговые исследования», основные направления исследований.
2. Алгоритм проведения маркетинговых исследований.
3. Первичная и вторичная маркетинговая информация.
4. Количественные и качественные методы сбора информации.
5. Маркетинговые информационные системы: необходимость создания, общая схема, процесс функционирования.
6. Исследования маркетинговой среды предприятия: анализ рынка, исследования потребителей, изучение конкурентной среды, диагностика микросреды предприятия.
Тестовые задания
1. Данные о состоянии внешней среды, опубликованные не для целей конкретного исследования, называются:
A) данные опросов;
B) данные экспериментов;
C) первичные данные;
D) внешние вторичные данные;
E) внутренние вторичные данные.
2. Новые факты и цифры, которые собраны специально для проекта исследования, называются:
A) данными опросов;
B) факторами для принятия решения;
C) данными исследования;
D) вторичными данными;
E) первичными данными.
3. Недостатком опроса является:
A) не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения покупателей и процессы принятия ими решений и, следовательно, они могут быть неправильно истолкованы исследователями;
B) относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение, а также возможное снижение точности полученной информации;
C) требует квалифицированных исполнителей и больших денежных затрат;
D) сложность воспроизведения нормального поведения социально-экономического объекта в лабораторных условиях;
4. Принцип тщательности проведения маркетингового исследования означает:
A) необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации;
B) четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования;
C) детальность планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также эффективной системы контроля его работы.
5. Систематический сбор и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг, называется:
A) панель;
B) гипотеза;
C) маркетинговые исследования;
D) случайная выборка;
E) неслучайная выборка.
6. К какому виду исследования относится изучение справочников и статистической литературы:
A) кабинетные исследования;
B) полевые исследования;
|
|
C) не относится к исследованиям;
D) правильного ответа нет:
7. Совокупность сведений об объекте представляет собой:
A) базу данных;
B) информационный поток;
C) маркетинговую информационную систему;
D) все ответы верны.
8. Маркетинговая информация в зависимости от стадии переработки может быть:
A) внешней;
B) внутренней;
C) первичной;
D) все ответы верны;
E) правильного ответа нет.
9. Изучение внутренней среды фирмы предполагает:
A) исследование законодательных ограничений ее деятельности;
B) исследование ее производственно-технологической деятельности;
C) исследование возможностей фирмы на рынке;
D) исследование кадрового обеспечения деятельности;
E) правильного ответа нет.
10. Рынок изучается с целью:
A) удачно вступить в конкурентную борьбу;
B) снижения риска не реализации продукции;
C) воспользоваться благоприятно складывающейся конъюнктурой;
D) разработки тактики поведения фирмы путем выбора из множества потенциальных рынков таких, которые могут быть приоритетными для предприятия и его товаров, на которых эффективнее можно достичь коммерческого успеха;
E) все вышеперечисленное верно.
Задачи
Задача 1. Фирма при реализации продукции ориентируется на два сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом периоде составил 54 тыс. шт. при емкости рынка в этом сегменте 1980 тыс. шт. Предполагается, что в настоящем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 3%, доля фирмы - на 5%.
Во втором сегменте доля фирмы составляет 4%, объем продаж - 75 тыс. шт. Предполагается, что емкость рынка возрастет на 11%, при этом доля фирмы в этом сегменте возрастет до 8%.
Определить объем продаж фирмы в настоящем году при вышеуказанных условиях.
Задача 2. Фирма действует в регионе, который состоит из четырех сегментов. Для каждого сегмента известны изменения в условиях реализации нового товара для группы покупателей (L), интенсивность покупок товара в среднем одним покупателем в год (Jгрн./покупець), выигрыш или потеря доли рынка в результате конкуренции производителей товара (d), затраты из реализации продукции в каждом из сегментов (С). Все данные по районам приведены на территориальной схеме региона:
|
|
Сегмент 1 | Сегмент 2 |
L1 =1,5 тис. покупців | L2=2,2 тис. покупців |
J1 = 4000 грн./рік | J2= 5000 грн./рік |
d1 = +0,2 | d2= -0,1 |
C1 =0,5 млн. грн. | C2 =0,4 млн. грн. |
Сегмент 3 | Сегмент 4 |
L3=2,8 тис. покупців | L4=1,1 тис. покупців |
J3= 3000 грн./рік | J4= 3000 грн./рік |
d3= -0,3 | d4= +0,2 |
C3 =0,6 млн. грн. | C4 =0,3 млн. грн. |
Определите сегмент, в котором фирме наиболее выгодно реализовать всю партию нового товара. Какова будет величина объема чистых продаж?
Задача 3. В результате маркетинговых мероприятий предполагается увеличение доли фирмы на рынке с 15 до 20% при емкости рынка 63 млн. шт. продукта. Рассчитать дополнительную прибыль фирмы в предстоящем году, если прибыль на одно изделии составляет 3 грн., а емкость рынка не изменяется. Затраты на маркетинговые усилия в расчете на год составляют 480 тыс. грн.