Античный театр – театр эпохи Просвещения

 

1. Сравнительный анализ драматургии трех величайших поэтов древней Греции – Эсхила, Софокла, Эврипида.

2. Анализ комедии Аристофана «Лягушки»

3. Сценическое искусство Древней Греции. Актеры, костюмы, сценическая техника.

4. Мифы – почва и арсенал древнегреческой драматургии. (трагедии)

5. Комедия паллиата. Пьесы Плавта и Теренция.

6. Римский театр Императорской эпохи. Трагедии Луция Аннея Сенеки.

7. Театр гуманистов (эрудитов).Ученая комедия, трагедия, пастораль.

8. Комедия дель арте и ее особенности.

9. Сравнительный анализ творческого метода великих испанских комедиографов – Лопе де Вега, Тирсо де Молины. Педро Кальдерона.

10. Фантастический (сказочный) период в драматургии В. Шекспира.

11. Драматургия П.-О. Бомарше.

12. Вольтер и театр.

13. Драматургия Г.-Э. Лессинга.

 

 

 Конец XVIII века - начало XX века

 

1. Английская драматургия романтизма. Байрон, Шелли.

2. Драматургия Генриха фон Клейста.

3. Оноре де Бальзак и театр.

4. Драматургия Генрика Ибсена – предтечи новой драмы.

5. Символизм. Драматургия Мориса Метерлинка.

 

ХХ – ХХI века

 

1. Драматургия Абсурда.

2. Эпический театр Б. Брехта. Сценическая история драматургии Брехта в Европе 40-80-х годов ХХ века.

3. Театр США на рубеже XX–XXI веков.

4. Современная зарубежная драматургия.

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

 

1. Менандр, тематика его комедий.

2. Светская драматургия трувера Адама де ла Аля, «Игра в беседке».

3. Женские образы в драматургии Лопе де Вега.

4. Дон Хуан Тенорио из «Севильского озорника» Тирсо де Молины – новый герой испанского барокко.

5. Педро Кальдерон де ла Барка – великий драматург позднего Возрождения Испании.

6. Кристофер Марло – «бурный гений Возрождения», драматург периода подъема Англиив XVI века.

7. Пьер Корнель – драматург-новатор и теоретик театра.

8. Жан Расин как создатель любовно-психологической трагедии классицизма.

9. Жан-Батист Мольер  и его «Версальский экспромт». Мольеровская и расиновская актерские школы.

10. Шекспировские роли. Дэвида Гаррика.

11. Франсуа-Мари Вольтер и театр.

12. Дени Дидро и «Парадокс об актере»как драматург и теоретик театрального искусства.

13. Пьер-Огюстен Бомарше и его великая трилогия о Фигаро.

14. Карло Гольдони – реформатор итальянского театра.

15. Карло Гоцци – великий поэт-сказочник.

16. Театральная деятельность Готгольда-Эфраима Лессинга.

17. И.Ф. Шиллер – великий драматург.

18. И.-В. Гете как драмаутрг.

19. Эмиль Золя и натурализм в театре.

20. Генрик Ибсен – предтеча «новой драмы».

21. Август Стриндберг и его Интимный театр.

22. Бернард Шоу- мастер интеллектуального парадокса.

23. Гордон Крэг и символистский театр.

24. Луиджи Пиранделло и новая драма.

25. Юджин О`Нил – создатель подлинно национальной американской драматургии.

26. Теннеси Уильямс и его теория «пластического театра».

27. Бертольд Брехт: драматург, режиссер, теоретик театра.

28. Тенденции развития западноевропейской драмаутргии XXI в.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

 

1. Аникст, А. А. Театр эпохи Шекспира / А. А. Аникст. – Москва: Дрофа, 2006. – 288 с. – (Высшее образование).

2. Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Бояджиев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009. – 420 с.

3. Дживелегов, А. К. Театр (Итальянский театр; Становление комедии дель арте; Маски комедии дель арте; Художественные средства комедии дель арте; Основные эстетические принципы комедии дель арте; Исторические судьбы комедии дель арте; Приложения) // Искусство итальянского Возрождения: учебное пособие / А. К. Дживелегов. – Москва: ГИТИС, 2007. – С. 11–322.

4. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с.

5. История зарубежного театра: учебное пособие в 4-х томах /под ред. Г.Н. Бояджиева –М. Просвещение 1984

6. История зарубежного театра: учебник.– Санкт-Петербург: Искусство, 2005. – 576 с. – (Academia XXI).

7. Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Барбой, Ю. М. К теории театра / Ю. Барбой. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 240 с.

2. Беккет, С. Осколки. – Москва: Текст, 2009.

3. Гилилов, И. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса / И. Гилилов. – Москва: Режиссер. Актер. Театр, 1996.

4. Дживелегов, А. К. Итальянская народная комедия: Comedia dell arte / А. К. Дживелегов. – Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1962. – 288 с.

5. Зинцов, Олег. Тела и границы. Европейский театр: физиология [Электронный ресурс] // Искусство кино. – 2007. – № 3. – Режим доступа: http://www.kinoart.ru/magazine/03-2007/review/fis0703/.

6. Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. –Москва: БММ. – 592 с.

7. Искусство режиссуры за рубежом: первая половина XX века: хрестоматия: учеб. пособие для вузов. – СПб.: Изд-во СПб ГАТИ; Изд-во Чистый лист, 2004. – 320 с.

8. Искусство режиссуры. XX век: антология. – Москва: АРТ, 2008. –768 с.

9. Максимов, В. Век Антонена Арто: авторский сб. / В. Максимов. – Москва: Лики России, 2005. – 400 с.

10. Менандр. Комедии. Фрагменты / пер. с древнегреч.; сост. В. Н. Ярхо. – Москва: Наука, 1982. – 574 с.

11. Молодцова, М. М. Некоторые историко-критические суждения театроведов XX века о комедии дель арте // Театрон. – 2010. – № 1. – С. 21–43.

12. Новарина, Валер. Жертвующий актер / перевод с французского Екатерины Дмитриевой //Новое литературное обозрение. – 2005. –№ 73. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/no31-pr.html.

13. Пронина, А. А. Образ художника и тема творчества в пьесах Теннеси Уильямса // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – Москва: ГИТИС, 2004. – Вып. 1. – С. 43–63.

14. Синьорелли, Ольга. Элеонора Дузе / Ольга Синьорелли; пер. с итал.А. С. Короткова; послесл. и прмеч. С. М. Грищенко. – Москва: Искусство, 1975. – 168 с.: ил.

15. Стрелер, Джорджо. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные и осуществленные / Джорджо Стрелер; пер. с итал. и коммент. С. Бушуевой. – Москва: Радуга, 1984. – 310 с.

16. Театр как социологический феномен. – Москва: Алетейя, 2009. – 520 с. – (Социология и экономика искусства. Научное наследие).

17. Трубочкин, Д. В. «Все в порядке! Старец пляшет…»: Римская комедия плаща в действии / Д. В. Трубочкин. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2005. – 424 с.: ил.

18. Финкельштейн, Е. Л. Фредерик Леметр / Е. Л. Финкельштейн. – Ленинград: Искусство, 1968. – 254 с.: ил.

19. Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература. Комедия / В. Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2002. – 256 с. – (Античное наследие).

20. Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия / В. Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2002. – 256 с. – (Античное наследие).

21. Ярхо, В. Н. Менандр. У истоков европейской комедии. / В.Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2004. – 448 с.

22. Ярхо, В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В.Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2004. – 360 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: