1. Сравнительный анализ драматургии трех величайших поэтов древней Греции – Эсхила, Софокла, Эврипида.
2. Анализ комедии Аристофана «Лягушки»
3. Сценическое искусство Древней Греции. Актеры, костюмы, сценическая техника.
4. Мифы – почва и арсенал древнегреческой драматургии. (трагедии)
5. Комедия паллиата. Пьесы Плавта и Теренция.
6. Римский театр Императорской эпохи. Трагедии Луция Аннея Сенеки.
7. Театр гуманистов (эрудитов).Ученая комедия, трагедия, пастораль.
8. Комедия дель арте и ее особенности.
9. Сравнительный анализ творческого метода великих испанских комедиографов – Лопе де Вега, Тирсо де Молины. Педро Кальдерона.
10. Фантастический (сказочный) период в драматургии В. Шекспира.
11. Драматургия П.-О. Бомарше.
12. Вольтер и театр.
13. Драматургия Г.-Э. Лессинга.
Конец XVIII века - начало XX века
1. Английская драматургия романтизма. Байрон, Шелли.
2. Драматургия Генриха фон Клейста.
3. Оноре де Бальзак и театр.
4. Драматургия Генрика Ибсена – предтечи новой драмы.
|
|
5. Символизм. Драматургия Мориса Метерлинка.
ХХ – ХХI века
1. Драматургия Абсурда.
2. Эпический театр Б. Брехта. Сценическая история драматургии Брехта в Европе 40-80-х годов ХХ века.
3. Театр США на рубеже XX–XXI веков.
4. Современная зарубежная драматургия.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
1. Менандр, тематика его комедий.
2. Светская драматургия трувера Адама де ла Аля, «Игра в беседке».
3. Женские образы в драматургии Лопе де Вега.
4. Дон Хуан Тенорио из «Севильского озорника» Тирсо де Молины – новый герой испанского барокко.
5. Педро Кальдерон де ла Барка – великий драматург позднего Возрождения Испании.
6. Кристофер Марло – «бурный гений Возрождения», драматург периода подъема Англиив XVI века.
7. Пьер Корнель – драматург-новатор и теоретик театра.
8. Жан Расин как создатель любовно-психологической трагедии классицизма.
9. Жан-Батист Мольер и его «Версальский экспромт». Мольеровская и расиновская актерские школы.
10. Шекспировские роли. Дэвида Гаррика.
11. Франсуа-Мари Вольтер и театр.
12. Дени Дидро и «Парадокс об актере»как драматург и теоретик театрального искусства.
13. Пьер-Огюстен Бомарше и его великая трилогия о Фигаро.
14. Карло Гольдони – реформатор итальянского театра.
15. Карло Гоцци – великий поэт-сказочник.
16. Театральная деятельность Готгольда-Эфраима Лессинга.
17. И.Ф. Шиллер – великий драматург.
18. И.-В. Гете как драмаутрг.
19. Эмиль Золя и натурализм в театре.
20. Генрик Ибсен – предтеча «новой драмы».
21. Август Стриндберг и его Интимный театр.
22. Бернард Шоу- мастер интеллектуального парадокса.
|
|
23. Гордон Крэг и символистский театр.
24. Луиджи Пиранделло и новая драма.
25. Юджин О`Нил – создатель подлинно национальной американской драматургии.
26. Теннеси Уильямс и его теория «пластического театра».
27. Бертольд Брехт: драматург, режиссер, теоретик театра.
28. Тенденции развития западноевропейской драмаутргии XXI в.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1. Аникст, А. А. Театр эпохи Шекспира / А. А. Аникст. – Москва: Дрофа, 2006. – 288 с. – (Высшее образование).
2. Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Бояджиев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009. – 420 с.
3. Дживелегов, А. К. Театр (Итальянский театр; Становление комедии дель арте; Маски комедии дель арте; Художественные средства комедии дель арте; Основные эстетические принципы комедии дель арте; Исторические судьбы комедии дель арте; Приложения) // Искусство итальянского Возрождения: учебное пособие / А. К. Дживелегов. – Москва: ГИТИС, 2007. – С. 11–322.
4. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с.
5. История зарубежного театра: учебное пособие в 4-х томах /под ред. Г.Н. Бояджиева –М. Просвещение 1984
6. История зарубежного театра: учебник.– Санкт-Петербург: Искусство, 2005. – 576 с. – (Academia XXI).
7. Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с.
Дополнительная литература
1. Барбой, Ю. М. К теории театра / Ю. Барбой. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 240 с.
2. Беккет, С. Осколки. – Москва: Текст, 2009.
3. Гилилов, И. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса / И. Гилилов. – Москва: Режиссер. Актер. Театр, 1996.
4. Дживелегов, А. К. Итальянская народная комедия: Comedia dell arte / А. К. Дживелегов. – Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1962. – 288 с.
5. Зинцов, Олег. Тела и границы. Европейский театр: физиология [Электронный ресурс] // Искусство кино. – 2007. – № 3. – Режим доступа: http://www.kinoart.ru/magazine/03-2007/review/fis0703/.
6. Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. –Москва: БММ. – 592 с.
7. Искусство режиссуры за рубежом: первая половина XX века: хрестоматия: учеб. пособие для вузов. – СПб.: Изд-во СПб ГАТИ; Изд-во Чистый лист, 2004. – 320 с.
8. Искусство режиссуры. XX век: антология. – Москва: АРТ, 2008. –768 с.
9. Максимов, В. Век Антонена Арто: авторский сб. / В. Максимов. – Москва: Лики России, 2005. – 400 с.
10. Менандр. Комедии. Фрагменты / пер. с древнегреч.; сост. В. Н. Ярхо. – Москва: Наука, 1982. – 574 с.
11. Молодцова, М. М. Некоторые историко-критические суждения театроведов XX века о комедии дель арте // Театрон. – 2010. – № 1. – С. 21–43.
12. Новарина, Валер. Жертвующий актер / перевод с французского Екатерины Дмитриевой //Новое литературное обозрение. – 2005. –№ 73. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/no31-pr.html.
13. Пронина, А. А. Образ художника и тема творчества в пьесах Теннеси Уильямса // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – Москва: ГИТИС, 2004. – Вып. 1. – С. 43–63.
14. Синьорелли, Ольга. Элеонора Дузе / Ольга Синьорелли; пер. с итал.А. С. Короткова; послесл. и прмеч. С. М. Грищенко. – Москва: Искусство, 1975. – 168 с.: ил.
15. Стрелер, Джорджо. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные и осуществленные / Джорджо Стрелер; пер. с итал. и коммент. С. Бушуевой. – Москва: Радуга, 1984. – 310 с.
16. Театр как социологический феномен. – Москва: Алетейя, 2009. – 520 с. – (Социология и экономика искусства. Научное наследие).
17. Трубочкин, Д. В. «Все в порядке! Старец пляшет…»: Римская комедия плаща в действии / Д. В. Трубочкин. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2005. – 424 с.: ил.
18. Финкельштейн, Е. Л. Фредерик Леметр / Е. Л. Финкельштейн. – Ленинград: Искусство, 1968. – 254 с.: ил.
19. Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература. Комедия / В. Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2002. – 256 с. – (Античное наследие).
|
|
20. Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия / В. Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2002. – 256 с. – (Античное наследие).
21. Ярхо, В. Н. Менандр. У истоков европейской комедии. / В.Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2004. – 448 с.
22. Ярхо, В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В.Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2004. – 360 с.