Группа 1
Драматургия Генрика Ибсена (1828-1906)
Драматургия Г. Ибсена и ее роль в общеевропейской театральной реформе. Генрик Ибсен - драматург, занимающий промежуточное положение между старой и новой театральной системой.
Философско-символическая драма Г. Ибсена «Бранд» (1866). Бранд – позднеромантический герой. Влияние философии Ф. Ницше и А. Шопенгауэра на эстетику Г. Ибсена.
Драматическая поэма Ибсена «Пер Гюнт» (1867).
Социально-психологическая драма «Нора, или Кукольный дом» (1879). Основные особенности социально-психологических драм Ибсена: перенос центра тяжести драмы с внешнего конфликта на конфликт внутренний, психологический; появление подтекста; символические элементы драматургии Ибсена; «ретроактивное действие».
Обязательная литература
История зарубежного театра. СПб., 2005. С.341-344. («Хенрик Ибсен и “новая драма”».)
Литература
1. Берковский Н. Я. Ибсен // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. Л., 1962.
2. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979.
3. Ибсен глазами норвежских писателей. М., 2006.
4. Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М., 2006.
5. Судья и строитель. Писатели России и Запада о Генрике Ибсене. М., 2004.
6. Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.
7. Минский Н. Генрик Ибсен. Его жизнь и литературная деятельность
http://lib.vkarp.com/2014/09/22/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D0%BA-%D0%B8%D0%B1/
8. Титова Г. Феномен Ибсена в драматургии Мейерхольда
http://lib.vkarp.com/2011/12/25/%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D0%B8%D0%B1%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5/
9. Судья и Строитель: Писатели России и Запада о Генрике Ибсене. М., 2004.
10. Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте: Материалы Международной конференции (Санкт-Петербург, 9-10 октября 2006 г.). СПб., 2007.
11. Хейберг Х. Генрик Ибсен. – М., 1975.
12. Храповицкая Г. Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М., 1979.
Группа 2
Натурализм и «новая драма»
Герхардт Гауптман. Одинокие.
Август Стриндберг. Фрекен Жюли.
1. Натурализм как направление в искусстве, демонстрирующее «фатальную власть над человеком биологических начал и социальной среды». (Юрьев А.А. «Хенрик Ибсен и “новая драма”» // История зарубежного театра. СПб., 2005. С. 343).
2. Драматургия Герхардта Гауптмана (1862 –1945).
Учение о среде, выработанное эстетикой натурализма, и герой гауптмановских драм. Г. Гауптман и Ф. Ницше. «Сверхгерой» ранних гауптмановских пьес. Эволюция от героя-индивидуалиста к герою-неврастенику.
Драма «Одинокие» (1890). Типология драматического конфликта. Система действующих лиц. Биологически–натуралистические и социальные мотивировки поступков героев. Изменение в драматической речи: упразднение монологов, стремление избежать правильной литературной речи, значение пауз. Подтекст. Пантомимические сцены, на которые падают кульминации. Первые признаки обесцененности прямого смыслового значения слова. Несовпадение словесного высказывания с мимикой и жестом (через ремарку действия), создающие психологический подтекст. Структура сценического пространства, драматическое значение вещей на сцене. Расширенные ремарки места действия. Создание эмоциональной атмосферы при помощи звука и света.
3. Драматургия Августа Стриндберга (1849 – 1912)
А. Стриндберг – теоретик натуралистической драмы. Антифеминистическая направленность ранних пьес А. Стриндберга. Выдвинутый им тезис непримиримой биологической «войны полов».
Драма «Фрекен Жюли» (1888). Сюжет пьесы. Основной тезис о тотальной некоммуникабельности человечества: «люди вообще не могут ужиться друг с другом». (А. Стриндберг.) «Характеры-конгломераты» в пьесе, малочисленность действующих лиц. Особенности сценического времени и пространства драмы. Атмосфера стриндберговских пьес, созданная с помощью романтических диалогов-исповедей и диалогов-обличений. Режиссерские указания А. Стриндберга в предисловии к изданию «Фрекен Жюли»: устранение разделения на акты, включение пантомимических и балетных сцен в спектакль, роль музыки, особенность декораций стриндберговского театра.
Литература
1. Золя Э. Натурализм в театре // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. Т.5. М., 1966.
2. Стриндберг А. Предисловие к «Фрекен Жюли» // Стриндберг А. Избр. произведения: В 2 т. Т.1. М., 1986.
3. Август Стриндберг и мировая культура: Материалы конференции. Статьи. СПб., 1999.
4. Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М., 2006.
5. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с.
6. Кугель, А. Р. Театральные портреты / А. Р. Кугель. – Москва, 1967.
7. Образцова, А. Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX–XX веков / А. Г. Образцова. – Москва, 1984.
8. Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с.
9. Стриндберг А. Предисловие к «Фрекен Жюли» // Стриндберг А. Избр. произведения: В 2 т. Т.1. М., 1986.
10. Бачелис Т.И. Заметки о символизме. М., 1998.
11. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979.
12. Максимов В. Беспредельный Стриндберг // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С. 6-28.
13. Стриндберг А. О современной драме и современном театре // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С.29-43.
Группа 3