А) Инициация героя. Кто проходит инициацию? Какова цель этой инициации?

 

*Справка: Центральное место в кругу мифологических сюжетов (сказаний о богах, героического эпоса, волшебной сказки) занимает инициация героя, то есть путешествие в потусторонний мир (временная смерть), общение с его хозяевами и в результате получение магических сил, оружия и т.п. Обряд инициации у архаических народов, как правило, включал увод посвящаемых близкими родственниками в лес, мучительные пытки в шалаше, вход в который изображал пасть хозяина мира смерти, различные ритуалы, символизирующие поглощение и изрыгание посвящаемого зооморфным прародителем, многочисленные испытания, наконец возвращение в племя и женитьбу. Преодолев препятствия и поборов противников, герой Шекспира возвращает себе доброе имя и титул - так же герой мифов, пройдя посвящение, получал власть и богатство.

 

Б) Ложный герой. Кто это? Что символизирует в данной истории его слепота?

 

*Справка: это герой, 1) оказывающийся не в состоянии выдержать инициацию и погибший, 2) слепой владыка иного мира, отец Змея. Ложный герой - часто встречающийся в архаических мифах персонаж, чьи неудачи должны оттенять выдающиеся достоинства собственно героя. Слепота с мифологической точки зрения это означает, что человеку, который не видит мир людей, открыт мир духов и потому доступно всеведение (вспомним греческого слепого провидца Тиресия, скандинавский миф об Одине, отдавшем глаз за мудрость, царя Эдипа и т.д.).

 

В) Посвящаемый Герой— кто им является в пьесе? Через какие стадии «посвящения» он проходит? С кем «иным» встречается в своих скитаниях и как влияет на него эта встреча?

 

* Справка: Посвящение часто выглядит как инициация, связанная с уводом посвящаемых в лес, лишением социального статуса перед инициацией. Далее следует "раздевание", причем проходит оно в несколько этапов. «Раздевание» - это своебразный поэтапный отказ от имеющихся благ и примирение с этим отказом, инициатические испытания и «пытки». Принятие потери всего, что было дорого и освобождение от того, что связывало. Далее следует встреча с владыкой «иного мира», с кем-то, чьи слова и поведение не вписываются в рамки «нормального, разумного, человеческого. Эта встреча перерождает посвящаемого.

 

Г) «Помощник» героя — кто им является в пьесе? Какова его функция в трагедии Шекспира?

 

* Справка: магический помощник - отдельная от героя персонификаци\ его качеств, "ум" героя. Пока герой превратно судит о действительности - его "ум" находится подле него, когда герой обретает понимание мира - его ум лишается внешней персонификации и «помощник» уходит из действия. Социальное положение «мистического помощника» позволяет сравнить его с обитателями иного мира - он бедняк из бедняков, к тому же ему окружающие отказывают в уме, то есть ему предназначена роль полоумного, над "глупостью" которого потешается знать. Безумие и нищета - символ принадлежности к иному миру. В образе «помощника» прослеживаются черты потустороннего учителя, аналогичного сказочным старцам-странникам, проводящим как бы "предварительную инициацию" героя (они помогают герою добыть волшебное средство, с помощью которого тот совершает основные деяния).

Найдите в тексте пьесы 3 фрагмента, в которых персонажи-носители рассмотренных вами «мифологических клише» вступают друг с другом во взаимодействие (не обязательно в рамках одного фрагмента будут действовать все персонажи: достаточно двоих героев).

 

3) Исследователи выделяют четыре варианта объяснений событий, происходящих в первом действии трагедии: дележа королевства, состязания в дочерней любви и опалы младшей дочери. Их можно определить как:

 

а) фольклорный вариант (о дележе царства (имущества) правителем/отцом);

б) театрально-символический («Обычный реальный предмет, перенесенный на сцену, перестает быть правдоподобным и убедительным: между тем как театральные знаки, совершенно условные и примитивные, становятся сквозь призму театра и убедительными и правдоподобными», — отмечает М.Волошин.)

в) политический (возможные политические причины разделы страны и земель правящим королем — для блага государства)

г) философский («Сами несчастья человека доказывают его величие. Это несчастья властителя, а не нищего. Несчастья свергнутого короля...У нас такое высокое понятие о душе человеческой, что мы не можем снести насмешки над собой и неуважение к душе. Все блаженство человеческое состоит в уважении к ней» - писал философ 17 в. Блез Паскаль. А ирландский поэт и драматург Уильям Йейтс в позднем стихотворении «Клочок лужайки» (1936 г.) приводит Лира как пример героической старости, ищущей новой, глубокой правды:

 

Так дайте же пересоздать Себя на старости лет,

Чтоб я, как Тимон и Лир,

Сквозь бешенство и сквозь бред,

Как Блейк, сквозь обвалы строк,Как Блейк, сквозь обвалы строк,

Пробиться к истине мог!

Вопрос: как вы думаете, в чем смысл каждого варианта? расшифруйте их значения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: