Педагогическая практика является основным звеном в практической подготовке обучающихся к будущей профессионально-педагогической деятельности учителя информатики. Она имеет важное значение для профессиональной ориентации и адаптации обучающихся к условиям работы общеобразовательной школы и направлена на формирование педагогических умений у обучающихся.
Педагогическая практика имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязьс такими дисциплинами как «Педагогика», «Возрастная и педагогическая психология», «Информатика», «Теория и методика обучения информатике».
Цель педагогической практики состоит в подготовке обучающихся к выполнению основных функций учителя информатики основной школы, овладение ими первичными профессионально-педагогическими умениями.
Основные задачи педагогической практики:
– практическое освоение обучающимися методик планирования, организации, диагностики образовательного процесса;
– формирование готовности разрабатывать методическое обеспечение учебного занятия по информатике в основной школе;
|
|
– формирование умений самостоятельной работы, самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности;
– развитие потребностей в педагогическом самообразовании и систематическом самоусовершенствовании;
– изучение современного состояния учебно-воспитательной работы и накопленного педагогического опыта в образовательном учреждении;
– формирование профессионально значимых качеств личности, активной педагогической позиции.
В процессе педагогической практики оцениваются ниже перечисленные компетенции:
1. Готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов:
умеет:
– реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
владеет:
– навыком осуществления профессиональной деятельности по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса:
умеет:
– организовывать учебное сотрудничество; сотрудничать с коллегами для осуществления образовательного процесса;
владеет:
– навыками взаимодействия с участниками образовательного процесса;
3. Готовность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности:
умеет:
– направлять учащихся на позитивное взаимодействие с окружающим миром, воспитывать у обучающихся патриотические чувства, коммуникативные навыки, навыки самоорганизации;
|
|
владеет:
– навыками формирования у обучающихся ценностных ориентиров, моральных норм, системы духовных ценностей, воспитания бережного отношения к культурному наследию родного края, активной гражданской позиции.
Соответствие трудовому действию видов деятельности обучающихся представлена в Таблице 1, а оценочных средств этой деятельности в Приложении 10.
Таблица 1. Взаимосвязь трудового действия и видов деятельности, формируемых при прохождении психолого-педагогической практики
Трудовое действие | Вид деятельности |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО | Планирование учебно-воспитательного процесса в основной школе |
Планирование и проведение учебных занятий | Наблюдение и анализ уроков информатики. Проведение внеурочных учебно-воспитательных мероприятий |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | Планирование и организация внеурочных мероприятий, направленных на воспитание и развитие личности обучающихся |
Материалы, разработанные обучающимися в процессе выполнения заданий психолого-педагогической практики, предполагается использовать в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности, а также при написании выпускной квалификационной работы по методике обучения информатике.
Содержание психолого-педагогической практики
Основные виды деятельности обучающихся в процессе прохождения психолого-педагогической практики по информатике следующие:
- заполнение индивидуального календарного плана по выполнению заданий психолого-педагогической практики;
- изучение педагогического коллектива образовательной организации;
- изучение классного коллектива, его психолого-педагогической характеристики;
- изучения поведения школьников на занятиях по информатике и способов корректировки их поведения;
- изучение учебно-материального оснащения кабинета информатики;
- изучение учебного плана, учебных программ и учебников по информатике основной общеобразовательной школы;
- изучение документации основной общеобразовательной школы;
- изучение учебно-материального оснащения кабинета информатики;
- подготовка под руководством учителя раздаточного и демонстрационного материала;
- посещение и анализ 10 занятий по информатике;
- подготовка, проведение и самоанализ 1 внеурочного учебно-воспитательного мероприятия по информатике.
Во время прохождения психолого-педагогической практики с обучающимися проводятся обсуждения и дискуссии с участием опытных учителей по использованию педагогических технологий, методов и приемов работы.