Определение утомляемости (истощаемости) школьников»

 

Возрастная категория: с 1 по 4 класс (5 секунд), 5 - 11 класс (10 секунд).

Время, затрачиваемое на проведение: 10 - 15 минут.

Время на обработку одного класса: 10-15 минут.

 

         На листе бумаги рисуются 6 квадратов. Нумеруются они следующим образом:

1 2 3
6 5 4

(это делается для того, чтобы ребенок не терял времени в процессе выполнения тестового здания при переходе к работе с 3-го в 4-ый квадрат).

Инструкция: «По сигналу как можно быстрее начать ставить точки карандашом в первый квадрат. По сигналу, не останавливаясь, перейти во второй квадрат и продолжить ставить точки во втором квадрате, потом в третьем и т.д.» Сигналы о переходе в следующий квадрат подаются через каждые 5 сек. все время следует подгонять испытуемых. Продолжительность проставления точек в каждом квадрате по 5 секунд.

Интерпретация результатов:

    К сильному типу нервной системы относят детей, у которых разница между 1-м и 6-м квадратом отсутствует или же наблюдается увеличение точек в 6-м квадрате. Сильный тип нервной системы характеризуется отсутствием пиков. Пиком считается увеличение более чем на 10% числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Средний показатель высчитывается путем сложения числа точек во всех 6 квадратах и делением на число квадратов, т.е. на 6. Эти показатели говорят о том, что у ребенка сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течение заданного времени.

 Слабый тип нервной системы характеризуется значительным снижением количества точек в последних квадратах и наличием нескольких пиков. Это является показателем того, что период работоспособности ребенка непродолжителен и характеризуется перепадами.

Для оценки степени утомляемости нервной системы служит формула:

(максимум - минимум): макс х 100% (где макс - максимальное число точек в одном из квадратов, мин - минимальное число точек в одном из квадратов).

  Если результат менее 25% - утомляемость нервной системы низкая. Если от 25 до 35% - утомляемость средняя. Если выше 35% - высокая.

Для оценки силы нервной системы следует построить график зависимости: номер квадрата (ось абсцисс) - число точек в квадрате (ось ординат). При этом следует принять соответствие второго квадрата понедельнику, третьего - вторнику, четвертое - среде, пятое - четвергу, шестое - пятнице, то по графику можно определить день с наименьшей работоспособностью (минимальное число точек) и с наибольшей работоспособностью (максимальное число точек).

    

ТЕСТ «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА»  (Хаснулин В.И. и др., 1997)

(Определение типа функциональной конституции)

 

Возрастная категория: с 1 по 11 класс.

Время, затрачиваемое на проведение: 5 -10 минут.

Время на обработку одного класса: 10 -15 минут.

 

     В основе этого теста лежит оценка «чувства времени» в сочетании с типом вегетативного реагирования, способности синхронизировать внутреннее время с внешним, эндогенные ритмы с экзогенными. Вариации «внутреннего времени» характеризуют функциональное состояние организма и его адаптивные возможности (Шапашников В.И., 1990; Моисеева Н.И.,1991; Чернышов О.А., Петриш В.В., 1993 и др.). При этом для типа ФК «спринтер» характерно ускорение «внутреннего времени» по сравнению с внешним, а для типа ФК «стайер» - замедление «внутреннего времени» (Финогенко Е.И. Автореферат «Дизадаптивные состояния у студентов в зависимости от типа функциональной конституции». Иркутск.- 2004).

       Обследование может проводиться родителями. Ребенок удобно сидит, расслаблен. В поле зрения часы отсутствуют. Взрослый предлагает ему послушать: «Какая длинная минута, но считать при этом нельзя». Затем взрослый сообщает ребенку, когда минута началась, а потом - когда она закончилась. Затем предлагает ребенку поиграть. Взрослый скажет, когда минута началась, но время окончания должен назвать сам ребенок. Фиксируется время, которое, по мнению ребенка, составляет минуту. Если оно менее 52 сек - ребенок спринтер, если более 68 сек стаер, если 52 - 68 микст. (Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. - Иркутск, 2003. - Часть 2)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: