1. Выбор критериев отношения членов группы, класса друг к другу. Например, в отношении учебной деятельности или дружеского общения. Это могут быть вопросы такого рода, как: У кого бы ты из класса попросил помощи, совета при выполнении трудного задания? Если ты выиграл три билета в кино, кого бы ты из учеников класса пригласил в кино?
2. Проведение опроса.
3. Построение социометрии. Результаты выборов разносятся по матрице. Пример дан в таблице:
№ | Кто выбирает | Кого выбирают | Всего | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. | Иванов | + | + | + | |||||
2. | Петров | + | + | + | + | ||||
3. | Сидоров | + | + | + | |||||
Полученные выборы | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 |
4. Построение социограммы. Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрические критерии. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости (щите) с помощью специальных знаков.
|
|
5. Анализ социограммы. Анализ начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.
6.2. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»
(В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).
Возрастная категория: с 1 по 11 класс.
Время, затрачиваемое на проведение: 5 -10 минут.
Время на обработку одного класса: 10 - 15 минут.
Методика ориентирована на определение психологического климата по четырем уровням - высокий, средний (близкий к высокому), средний, низкий.
Инструкция: Учащимся предлагается три вопроса:
А) Всегда ли ребят вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга?
Б) Всегда ли ребята вашего класса помогают друг другу?
В) Все ли ребята вашего класса ответственно относятся к учебе?
По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой.
Всегда волнует – 5
Часто - 4
Иногда - 3
Редко - 2
Не волнует - 1
Обработка и интерпретация результатов.
Вычисляется средний балл группы:
(А+В+С)
Психологический климат класса = ------------- х 100 %
n (n - 1)
где, А, Б, В, - балльные оценки по вопросам;
n - число респондентов.
Критерии оценки.
Если:
А) свыше 45% - показатель психологического климата высокий
Б) от 35 - 44% - показатель психологического климата средний.
В) менее 34 % - психологический климат в классе низкий.
Ч А С Т Ь 2
МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА
|
|
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ВЗРОСЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5 - 11 КЛАССОВ»