Проведение социометрии

1. Выбор критериев отношения членов группы, класса друг к другу. Например, в отношении учебной деятельности или дружеского общения. Это могут быть вопросы такого рода, как: У кого бы ты из класса попросил помощи, совета при выполнении трудного задания? Если ты выиграл три билета в кино, кого бы ты из учеников класса пригласил в кино?

2. Проведение опроса.

3. Построение социометрии. Результаты выборов разносятся по матрице. Пример дан в таблице:

Кто выбирает

Кого выбирают

Всего
1 2 3 4 5 6 7  
1. Иванов   +   +     +  
2. Петров +   + +   +    
3. Сидоров +     +   +    
  Полученные выборы 2 1 1 3   2 1  

 

4. Построение социограммы. Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрические критерии. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости (щите) с помощью специальных знаков.

5. Анализ социограммы. Анализ начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

 

 

6.2. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»

(В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).

 

Возрастная категория: с 1 по 11 класс.

Время, затрачиваемое на проведение: 5 -10 минут.

Время на обработку одного класса: 10 - 15 минут.

 

Методика ориентирована на определение психологического климата по четырем уровням - высокий, средний (близкий к высокому), средний, низкий.

Инструкция: Учащимся предлагается три вопроса:

А) Всегда ли ребят вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга?

Б) Всегда ли ребята вашего класса помогают друг другу?

В) Все ли ребята вашего класса ответственно относятся к учебе?

 

По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой.

Всегда волнует – 5

Часто - 4

Иногда - 3

Редко - 2

Не волнует - 1

 

 

Обработка и интерпретация результатов.

Вычисляется средний балл группы:

                                                          (А+В+С)

Психологический климат класса = ------------- х 100 %

                                                            n (n - 1)

где, А, Б, В, - балльные оценки по вопросам;

n - число респондентов.

 

Критерии оценки.

Если:

А) свыше 45% - показатель психологического климата высокий

Б) от 35 - 44% - показатель психологического климата средний.

В) менее 34 % - психологический климат в классе низкий.

 

 

 

Ч А С Т Ь 2

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ВЗРОСЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5 - 11 КЛАССОВ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: