Методика обучения непроверяемым написаниям
Написания, которые нельзя проверить по правилу, устанавливаются по словарю. Младшие школьники учатся пользоваться орфографическим словарем, однако определенное количество наиболее актуальных для детей и частотных в их речи слов с непроверяемыми написаниями предлагаются для запоминания. Как правило, начиная со второго класса в учебниках постоянно даются списки слов, правильное написание которых дети должны запомнить, – орфографические минимумы. По сложившейся традиции слова, входящие в орфографический минимум, называются словарными.
Орфографический минимум определяется программой, по которой ведется обучение русскому языку, и включает наиболее употребительные слова:
- с непроверяемыми (традиционными) написаниями в корне
(адр е с, г е рой, п а льто, за в трак, лес т ница и т.п.);
- с написаниями проверяемыми, но не изучаемыми в начальных классах (р а стение, ч ѐ рный, весел о, р ас сказ и др.).
Кроме непроверяемых написаний, которые усваиваются в словарном порядке, имеются традиционные (а значит, непроверяемые) орфограммы в суффиксах и окончаниях. Например, в суффиксах существительных - тель (учи́т е ль), - ев (син е ва́), суффиксах прилагательных - еск (ю́ нош е ский), - оват, - еват (бел о ва́тый, син е ва́тый), - енн (у́тр е нний) гласные никогда не бывают ударными и потому не могут быть проверены. В окончаниях существительных, прилагательных, глаголов с двумя гласными один из них тоже всегда безударный, а значит, не проверяется: за синим и морям и, голубо́ е, молчи́т е. Не могут быть проверены и парные согласные на конце окончаний: стакано в, бежи т, лети ш ь.
Поскольку ведущий способ усвоения всех непроверяемых написаний – запоминание, в процессе обучения важно создавать условия, которые способствуют активизации работы памяти (и запоминанию, и извлечению из памяти образцов написания).
Условия запоминания правописания
При чтении и письме запоминание правописания может происходить непроизвольно, без специально поставленной цели запомнить, как пишется слово. Эффективность непроизвольного запоминания зависит от того, насколько развито у человека внимание к буквенному и морфемному составу слова; как воспринимается текст при чтении (чем «крупнее» воспринимаемая единица, тем эффективнее запоминание правописания); как часто допускаются ошибки при чтении и письме (вероятность непроизвольного запоминания ошибочного и правильного написания одинакова). Также для непроизвольного запоминания важно, сколько анализаторов задействовано при восприятии запоминаемого. Поэтому так полезно для усвоения правописания орфограмм всех типов использование списывания и орфографического проговаривания в процессе письма.
Методика обучения непроверяемым написаниям опирается прежде всего на произвольное, регулируемое сознанием запоминание, так как, в отличие от орфограмм других типов, непроверяемые написания иным способом усвоить нельзя. Произвольное запоминание играет большую роль также в усвоении правописания большинства приставок и суффиксов, так как некоторые из них проверить невозможно, другие же легче запомнить, чем проверять.
Активизации произвольного запоминания орфографии способствуют следующие условия:
1) Понимание запоминаемого. Важной является работа над лексическим значением слов с непроверяемыми написаниями, уточнить значение помогает ознакомление с историей слова, его происхождением. Проводится работа над значением приставок и суффиксов, написание которых запоминается.
2) Отнесение запоминаемого к определенной категории. Учащиеся группируют запоминаемые написания: непроверяемые гласные и согласные в корне, правописание приставок, правописание суффиксов существительных, прилагательных и т.д.
3) Многократное осознанное использование. В процессе усвоения слова из орфографического минимума школьники неоднократно анализируют его звуковой и буквенный состав, обращаются при необходимости к словарю для выяснения написания, подбирают и записывают однокоренные слова, составляют словосочетания, предложения. Осознанное использование запоминаемых приставок и суффиксов предполагает проведение словообразовательных упражнений.
4) Многократное повторение и контроль. Работа над словами с непроверяемыми написаниями проводится почти на каждом уроке русского языка (сквозной элемент уроков русского языка – словарная работа). Непроверяемые слова регулярно включаются не только в орфографические, но и в речевые упражнения.
К основным приемам запоминания правописания относятся:
- чтение;
- орфографическое проговаривание;
- использование наглядности (таблиц, схем, графических выделений и т.п.);
- заучивание (списков слов, рифмовок);
- работа со словарями;
- упражнения в письме со зрительной опорой (списывание, письмо по памяти, зрительный диктант и др.).
Методика словарно-орфографической работы
Словарно-орфографической называется работа над усвоением правописания непроверяемых слов из орфографического минимума. В процессе работы над непроверяемым словом можно выделить три этапа: введение нового слова, тренировочные упражнения и контроль усвоения.
Методика введения слова с непроверяемым написанием
1. Предъявление звучащего слова и работа по уточнению его значения. Могут использоваться такие приемы, как демонстрация объекта или изображения, объяснение значения, подбор синонимов, антонимов, включение в контекст, отгадывание загадки и др.
2. Частичный или полный звуковой анализ с выделением орфограмм. Используется составление слоговой или звуковой модели, письмо с пропусками.
3. Проверка орфограмм и установление факта непроверяемости орфограммы, подлежащей запоминанию.
4. Определение непроверяемой орфограммы. Приемы: обращение к словарю; чтение слова, написанного в книге, на доске, называние буквы-орфограммы; орфографическое проговаривание.
5. Списывание слова с орфографическим проговариванием и графическим выделением орфограмм (лучше, если непроверяемая орфограмма отмечается специальным значком). Можно использовать также приемы, способствующие запоминанию непроверяемой орфограммы: этимологические сведения, облегчающие запоминание (например, рассказ о происхождении слова береза, которая получила такое название по цвету коры – бе́лая), ассоциации (например, на место буквы А в слове завод помещается напоминающее эту букву изображение заводской трубы, ср. труба́́), рифмовки и др.
6. Подбор и запись однокоренных слов или составление и запись словосочетания, предложения со словом.
Тренировочные упражнения необходимы для закрепления в памяти написания непроверяемых слов. Для тренировки могут использоваться любые виды орфографических упражнений: орфографическое проговаривание называемых учителем слов, словарные диктанты, списывание с вставкой пропущенных букв и др. Важно, чтобы они были разнообразными, ведь они проводятся практически ежеурочно.
Хорошие условия для запоминания непроверяемых написаний создаются при выполнении таких упражнений:
- запись (под диктовку, или списывание, или по памяти) слов с одной и той же запоминаемой буквой (например, с буквой а);
- группировка слов по орфографическим признакам и их запись (например, написать в два столбика: с буквой а и с буквой о);
- выписывание из словаря слов по заданию (например, глаголов с безударной гласной е или слов, в которых все гласные о или а, слов с удвоенной согласной сс и т.п.);
- запись тематической группы слов (например, по теме «Школа» или «Огород»);
- «отгадывание» и запись слов (по картинкам, загадкам, определениям лексического значения, синонимам или антонимам), заполнение кроссворда;
- подбор и запись слов с общими элементами (например, с частью АВТО- или -ГРАММ);
- диктант с изменениями (например, записывать не диктуемое слово, а образованное от него однокоренное прилагательное);
- творческое письмо (составлять и записывать словосочетания, предложения с данными словами);
- составление текста с включением максимального количества словарных слов.
Контроль усвоения слов с непроверяемыми написаниями осуществляется в основном с помощью словарного диктанта и текстового диктанта с включением слов из орфографического минимума. Для текущего контроля можно также использовать задание на вставку пропущенных букв.
Слово считается хорошо усвоенным, если ученик не допускает ошибок при его написании в условиях свободного письма – в сочинении, изложении, письменном ответе на вопрос.