Процесс социометрического измерения заключается в оценке каждым обследуемым других участников группы по определенным критериям. Чаще всего используются критерии совместных действий и общения в различных ситуациях. Для проведения социометрии исследователем разрабатываются вопросы (социометрические критерии). Критерии необходимы для получения ответов (выборов), обработка которых выявляет отношение опрашиваемых к другим членам группы. В исследования применяют несколько типов критериев:
· формальные/неформальные. Формальные критерии отражают взаимодействие участников группы относительно ведущего вида деятельности, неформальные позволяют оценить альтернативные виды отношений между участниками группы.
· двойные/одинарные. Двойные характеризуют партнерские отношения, а одинарные – раскрывают особенности распределения власти (лидерства) в группе.
· сильные (или значимые)/слабые (незначимые). Сильные критерии выявляют наиболее глубокие, серьезные и стабильные отношения участников группы, а слабые позволяют оценивать поверхностные отношения.
|
|
Типичные требования к формулированию критериев предполагают, что для социометрического обследования готовится ограниченное количество критериев (3-4), они логически взаимосвязаны, интересны для опрашиваемых, понятны и конкретны, реалистичны – близки для опрашиваемых. Сформулированные критерии для проведения социометрической процедуры могут иметь следующую форму:
- С кем из участников группы Вы бы хотели выполнять ответственные служебные задания? Кто бы мог возглавить группу для решения важной задачи, поставленной менеджером на ближайшую перспективу (формальный критерий)?
- К кому из участников Вашей группы Вы предпочитаете обратиться за советом в трудной для Вас ситуации? С поведением и взглядами каких сотрудников Вы предпочитаете не соглашаться (сильный критерий)?
- С кем бы Вам хотелось поговорить, пообщаться в перерыве между учебными занятиями (коммуникативный критерий)?
- С кем из Вашей учебной группы Вы бы хотели вместе проводить время досуга (эмоциональный критерий)?
Для регистрации ответов подготавливаются специальные опросные листы (карточки), примерный вид которых представлен в таблице 1. Данный лист рассчитан на 10 (по 2-3 каждого из критериев) задаваемых вопросов.
Справа от алфавитного списка всех членов группы выделяются несколько колонок, в которых опрашиваемые проставят свой положительный (+), нейтральный (0) или отрицательный (-) выбор[8].
Таблица 1 Образец карточки социометрического опроса | ||||||||||||||
№ пп | Номер вопроса | Результирующий выбор
| ||||||||||||
Фамилия и инициалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1 | Иванов А.А. | + | + | - | 0 | + | - | + | + | + | - | + | ||
2 | Борисов Б.Б. | |||||||||||||
3 | Володина В.В. | + | - | - | 0 | - | 0 | + | + | - | - | - | ||
4 | Гришин Г.Г. | 0 | + | 0 | 0 | 0 | - | + | + | - | - | 0 | ||
5 | Демин Д.Д. | + | - | + | - | + | - | + | + | - | - | 0 |
После обработки опросных листов итоговые выборы заносятся в социоматрицу, форма которой показана в таблице № 2.
При подготовке социоматрицы, психологу следует обобщить путем перенесения выборы каждого участника малой группы в соответствующую его номеру в списке горизонтальную графу раздела «Кого выбирают».
Например, выборы, сделанные Борисовым Б.Б., стоящим в списке под номером 2, в представленной таблице и занесены в соответствующую графу.
Таблица 2 Образец заполнения социоматрицы | |||||||||||||
№ пп | кто выбирает | кого выбирают | количество сделанных выборов | количество взаимных выборов | |||||||||
Фамилия и инициалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Кс + | Кс0 | Кс - | К++ | К00 | К - - | ||
1 | Антонова А.А. | + | - | 0 | + | 2 | 1 | 1 | 2 | - | - | ||
2 | Борисов Б.Б. | + | - | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
3 | Володина В.В. | + | - | 0 | - | 1 | 1 | 2 | - | 1 | 1 | ||
4 | Гришин Г.Г. | - | 0 | 0 | 0 | - | 3 | 1 | - | 2 | - | ||
5 | Демина Д.Д. | + | 0 | + | - | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | ||
Количество полученных выборов | Кп + = | 3 | 1 | 1 | - | 1 | СКс+ = 6 | СК++ = 4 | |||||
Кп 0= | - | 2 | 1 | 3 | 2 | СКс0 = 8 | СК00 = 6 | ||||||
Кп - = | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | СКс - = 6 | СК - - = 2 | ||||||
Смысл формирования социоматрицы – описание выборов изучаемых участников группы в числовом виде, числовая обработка результатов.
Изучение и обобщение односторонних и взаимных выборов позволяет рассчитать основные социометрические показатели малой группы и отдельных сотрудников: 1) микрогруппы и их состав, 2) социометрический статус личности в группе, 3) степень совместимости членов данной группы, 4) уровень групповой сплоченности.
На основе социоматрицы производится расчет социометрических индексов: индекс эмоциональной экспансивности группы; индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы).
На основе анализа выборов, представленных в социоматрице, оформляется социограмма малой группы.
Социограмма имеет несколько вариантов. Первый из них – индивидуальная социограмма. В этом случае специалист, проводивший опрос, по просьбе руководителя (начальника) подразделения рассматривает результаты отношений того подчиненного, что представляет наибольший интерес. При этом психолог строит социограмму в системе всех связей, выявленных в результате проведенного опроса.
Второй вариант отображения социоматрицы представляет произвольное плоскостное изображение, отражающее все связи и выборы, сделанные участниками опрошенной группы.