Требования к уровню освоения теоретических основ раздела дисциплины

Содержание

  Введение………………………………………………… 1. Экологические факторы. Взаимодействие организма и среды…………………………………………… 1.1. Требования к уровню освоения  теоретических основ раздела дисциплины………………………………….. 1.2. Тестовые задания по теме «Классификации экологических факторов. Основные закономерности действия факторов среды на организм»……………………. 1.3. Тестовые задания по теме «Температура как экологический фактор. Температурные адаптации организмов»…………………………………………………... 1.4. Тестовые задания по теме «Влажность как экологический фактор. Адаптации организмов к недостатку влаги»……………………………………………. 1.5. Тестовые задания по теме «Свет как экологический фактор. Фотопериодизм»…………………... 1.6. Тестовые задания по теме «Лимитирующие факторы»…………………………………………………….. 2. Популяция. Структура и динамика  популяций…………………………………………………… 2.1. Требования к уровню освоения теоретических основ раздела дисциплины………………………………….. 2.2. Тестовые задания по теме «Понятие популяции. Основные характеристики популяций. Структура популяций»………………………………………………….. 2.3. Тестовые задания по теме «Динамика популяций. Рост и регуляция численности популяций»……………….. 3. Биоценоз. Формы биотических отношений в сообществах……………………………………………. 3.1. Требования к уровню освоения теоретических основ раздела дисциплины…………………………………... 3.2. Тестовые задания по теме «Биоценозы (сообщества). Структура биоценозов»……………………… 3.3. Тестовые задания по теме «Биотические связи организмов в биоценозах»………………………………… 3.4. Тестовые задания по теме «Экологическая ниша»   4. Экосистемы. Структура и функционирование экосистемы……………………………………………………. 4.1. Требования к уровню освоения теоретических основ раздела дисциплины………………………………….. 4.2. Тестовые задания по теме «Понятие об       экосистемах и их разнообразие. Основные элементы     экосистем»……………………………………………………. 4.3. Тестовые задания по теме «Структура экосистем. Трофические взаимодействия в экосистемах. Пищевые цепи»…………………………………………………………. 4.4. Тестовые задания по теме «Поток энергии в экосистемах. Продуктивность экосистем. Экологические пирамиды»………………………………………………........ 5. Динамика экосистем. Сукцессии…………………… 5.1. Требования к уровню освоения теоретических основ раздела дисциплины…………………………………. 5.2. Тестовые задания…………………………………. 6. Биосфера. Среды жизни………………………. 6.1. Требования к уровню освоения теоретических основ раздела дисциплины………………………………… 6.2. Тестовые задания по теме «Структура биосферы. Живое вещество биосферы, его основные биогеохимические функции»……………………………… 6.3. Тестовые задания по теме «Среды жизни»…….. 7. Основные виды антропогенного воздействия на экосистемы………………………………………………….. 7.1. Требования к уровню освоения теоретических основ раздела дисциплины…………………………………. 7.2. Тестовые задания ……………………………….... Список рекомендуемой литературы………………….     5   7   7     12     17     19   21   24   25   25     26   30   33   33   36   39 43     45   45     47     50     54 58   58 59 62   62     65 69   72   72 73 77
   
   
   

Введение

 

Введение дисциплины «Общая экология» в программу подготовки бакалавров – экологов предусматривает  изучение основных понятий и законов классической экологии.

Целью изучения дисциплины «Общая экология» является получение базовых общепрофессиональных представлений об общих закономерностях взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой, о структуре экосистем как основных природных единиц в биосфере, о биотических механизмах регуляции, обеспечивающих устойчивость жизни.

В общей экологии обычно выделяют несколько взаимосвязанных разделов, которые иногда рассматривают как отдельные дисциплины:

- аутэкология, или экология организмов (предмет изучения - организм и его среда, т.е. взаимоотношения особей с факторами среды);

- демоэкология, или популяционная экология (изучает структуру и динамику популяций отдельных видов, взаимоотношения между организмами в пределах популяций);

- синэкология (биоценология) – экология биоценозов (учение о сообществах разных видов растений, животных и микроорганизмов в их взаимодействии друг с другом);

- биогеоценология – учение об экосистемах (изучает закономерности функционирования экосистем);

- глобальная экология - учение о биосфере Земли.

Знание теоретических основ общей экологии необходимо для изучения механизмов устойчивости экосистем к антропогенному воздействию, для определения предельно допустимых нагрузок (техногенных, рекреационных) на конкретные типы экосистем, для определения допустимых норм изъятия биоресурсов, что, в конечном счете, позволит сохранить биоразнообразие на планете – важнейшее условие устойчивости биосферы.

В современных условиях определение порога выносливости живой природы по отношению к антропогенной нагрузке является одной из основных задач при решении вопросов охраны окружающей среды, при изучении экологических проблем, ряд которых относится к рангу глобальных.

В данном учебно-методическом издании представлено 280 тестовых заданий, сгруппированных по темам изучаемых разделов дисциплины «Общая экология» в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Тестовые задания могут быть использованы для текущего контроля знаний обучающихся на аудиторных занятиях, что позволит оценить степень усвоения учебного материала по конкретным разделам дисциплины «Общая экология». Кроме того, обучающиеся могут в ходе самостоятельной работы над тестовыми заданиями определить по результатам тестирования объективный уровень своей подготовки и выявить пробелы в своих знаниях.

Представленные тестовые задания могут быть также использованы для разработки вариантов заданий при проведении среза остаточных знаний обучающихся.

 



Экологические факторы. Взаимодействие

Организма и среды

Требования к уровню освоения теоретических основ раздела дисциплины

 

Учение о факторах среды и закономерностях их действия на организмы – один из важнейших разделов общей экологии.

Изучение влияния факторов среды на организмы и изучение сформировавшихся в ходе эволюции адаптаций организмов разных видов и экологических групп по отношению к абиотическим факторам является основой аутэкологии.

Экологический фактор – это любой нерасчленяемый далее элемент среды, способный оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы хотя бы на протяжении одной из фаз их индивидуального развития.

При изучении данного раздела дисциплины необходимо знание существующих классификаций экологических факторов:

- абиотические, биотические и антропогенные факторы;

- классификация А.С. Мончадского;

- витальные и сигнальные факторы.

При рассмотрении данных классификаций необходимо уметь дать четкое определение каждой группе факторов (абиотические, биотические, первичные периодические и т.д.) и привести конкретные примеры факторов из каждой классификационной группы.

Для каждого вида растений (животных) существуют оптимальные условия, стрессовые зоны (зоны угнетения) и пределы устойчивости (выносливости) в отношении определённого экологического фактора. Все эти зоны наглядно отображаются на графике зависимости жизнедеятельности организма от интенсивности (количественного значения) экологического фактора. Данный график каждый обучающий должен уметь схематически изобразить со всеми необходимыми обозначениями и пояснениями следующий понятий: диапазон толерантности, экологический оптимум, экологический минимум и экологический максимум (нижний и верхний пределы выносливости), экологический пессимум (зоны угнетения), экологическая пластичность организма.

О границах диапазона толерантности судят по функциям отклика на действие фактора. Функция отклика это разные проявления жизнедеятельности. Например, для растений можно следить за интенсивностью фотосинтеза, скоростью роста, для простейших – за скоростью размножения, для животных обобщенной функцией отклика является выживаемость или численность популяции при соответствующих значениях фактора среды.

По степени экологической пластичности выделяют два типа организмов: стенобионтные и эврибионтные.

Понятие о лимитирующих (ограничивающих) факторах было введено в 1840 г. немецким химиком Ю.Либихом. Принцип лимитирующих факторов справедлив для всех типов живых организмов – растений, животных, микроорганизмов и относится как к абиотическим, так и к биотическим факторам. При изучении данной темы необходимо знать: понятие «лимитирующий фактор», формулировку закона минимума Либиха и закона толерантности Шелфорда; уметь привести примеры лимитирующих факторов, как абиотических, так и биотических.

Важнейшими экологическими факторами в жизни организмов являются температура, свет, влажность. 

Приспособления  растений и животных к различным условиям среды (адаптации) способствуют выживанию вида. Изучению механизмов адаптаций различных экологических групп организмов уделяется большое значение в теоретической экологии. Действие абиотических факторов выражается в определённых физиологических реакциях изменения метаболизма, функций и, в конечном счёте, в морфологических изменениях организмов. Особое значение приобретают знания способов приспособления организмов к крайним условиям, т.е. адаптации к недостатку влаги, высоким и низким температурам.

Температура как экологический фактор. По принципиальным особенностям теплообмена все организмы делятся на две экологические группы:

- пойкилотермные организмы (холоднокровные);

- гомойотермные организмы (теплокровные).

По окончании изучения теоретического материала темы «Температура как экологический фактор» необходимо знать развернутые ответы на следующие вопросы:

1. Что собой представляют пойкилотермные и гомойотермные организмы по особенностям теплообмена?

2.Какие таксономические группы организмов относятся к пойкилотермным и гомойотермным организмам?

3. Как проявляется влияние температуры на физиологические процессы и скорость развития пойкилотермных организмов?

4. Гетеротермные организмы как частный случай гомойотермии (какие виды животных обладают свойством обратимой гипотермии и какие существуют формы обратимой гипотермии).

При изучении темы «Температура как экологический фактор» необходимо также ознакомиться с материалом о причинах гибели организмов при критических температурах (нижний и верхний температурный пороги жизни).

Живые организмы в процессе эволюции выработали различные формы адаптаций к температуре, среди них морфологические, биохимические, физиологические и поведенческие адаптации.

Морфологические адаптации - адаптации, основанные на структурных особенностях организма.

Биохимические адаптации к температуре проявляются в изменении физико-химического состояния веществ, содержащихся в клетках и тканях.

Физиологические адаптации это адаптации, основанные на специфических формах функционального ответа организма на внешние воздействия.

В основе физиологических адаптаций   гомойотермных организмов лежат механизмы терморегуляции.Терморегуляция у пойкилотермных животных не совершенна, присутствует на уровне некоторых специализированных адаптивных реакций.

Поведенческие (этологические) адаптации  – приспособительные формы поведения, в основном характерные для высших животных.

Для систематизации знаний необходимо выделить:

- морфологические, физиологические и поведенческие адаптации гомойотермных организмов к низкой температуре;

- морфологические, физиологические и поведенческие адаптации гомойотермных организмов к высокой температуре;

- морфологические, биохимические, физиологические и поведенческие адаптации пойкилотермных организмов к низкой температуре;

- морфологические, физиологические и поведенческие адаптации пойкилотермных организмов к высокой температуре.

Влажность как экологический фактор. Исключительная значимость воды состоит в том, что она является основным условием существования жизни на Земле. Современное распространение жизни на планете напрямую связано с наличием пресной воды на территории и с количеством атмосферных осадков.

По отношению к влажности местообитания все растения делятся на три экологические группы:

- гигрофиты;

- мезофиты;

- ксерофиты (суккуленты, склерофиты).

Морфологические и физиологические адаптации ксерофитов и ксерофилов к условиям недостатка влаги отличаются разнообразием; выделите особенности морфологических и физиологических адаптаций  суккулентов и склерофитов.

По способу регулирования водного режима наземные растения подразделяются на две группы: пойкилогидридные и гомойогидридные растения.

Свет как экологический фактор.Фотопериодизм. Свет является важнейшим абиотическим фактором прежде всего потому, что без света невозможна фотосинтезирующая деятельность растений. Различные участки спектра солнечного излучения (ультрафиолетовая радиация, видимый свет, инфракрасная радиация) существенно различаются по биологическому действию на организмы.

Экологические группы растений по отношению к свету:

- светолюбивые;

- тенелюбивые;

- теневыносливые.

Наглядным примером анатомо-морфологических адаптивных черт является изменение внешнего облика растений в разных световых условиях, например неодинаковая величина листовых пластинок у растений, живущих при разном освещении, особенности строения листа.

Основные физиологические адаптации к свету лежат в сфере фотосинтеза. Изменение скорости фотосинтеза в зависимости от интенсивности света выражается «световой кривой фотосинтеза», имеющей характер кривой насыщения. Для светолюбивых растений плато светового насыщения (максимальная интенсивность фотосинтеза) достигается при достаточно высокой интенсивности света, тенелюбивые же растения обладают способностью более эффективно использовать слабый свет.

Реакция организма на изменение продолжительности светового дня получила название фотопериодизма.

По типу фотопериодической реакции растений различают:

- растения короткого дня;    

- растения длинного дня;       

- растения фотопериодически нейтральные.

Что собой представляют данные типы растений; физиологические реакции животных и растений в ответ на уменьшение или увеличение продолжительности светового дня – ответы на эти вопросы должны быть сформулированы после изучения темы «Свет как экологический фактор. Фотопериодизм».

Таким образом, основываясь на знаниях, полученных в результате изучения данного раздела «Экологические факторы. Взаимодействие организма и среды», обучающийся должен уметь проанализировать воздействие различных факторов среды на организм и охарактеризовать морфологические, физиологические, биохимические и поведенческие адаптации организмов по отношению к различным абиотическим факторам.

 

 

1.2. Тестовые задания по теме «Классификации
экологических факторов. Основные закономерности
действия факторов среды на организм»

 

1. Раздел экологии, исследующий индивидуальные связи отдельных организмов с окружающей их средой, называется …

1)  синэкология

2) демэкология

3) биоценология

4) аутэкология

 

2. Соответствие раздела общей экологии и объекта изучения...

1) демоэкология                            А) особи                 

2) синэкология                               Б) популяции

3) глобальная экология                 В) биосфера                      

4) аутэкология                               Г) биоценозы

5) биогеоценология                       Д) экосистемы

                                         

3. Совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений, называется … факторами.

1) природными

2) эдафическими

3) сигнальными

4) абиотическими                                                 

 

4. Комплекс природных тел и явлений, с которым организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, называется …

1) экосистемой

2) ёмкостью среды

3) экологическим фактором

4) средой обитания

           

5. Абиотические факторы: …

1) свет

2) аменсализм

3) температура

4) симбиоз

 

6. К абиотическим экологическим факторам относится …

1) конкуренция

2) вырубка лесных массивов

3) температура

4) хищничество

 

7. Температура, свет – это … экологические факторы среды.

1) биотические

2) первичные периодические

3) вторичные периодические

4) непериодические

 

8. Классификация А.С. Мончадского подразделяет все экологические факторы на …

1) абиотические, биотические и антропогенные

2) первичные периодические, вторичные периодические и непериодические

3) витальные и сигнальные

4) первичные периодические, вторичные периодические и сигнальные

 

9. К биотическим факторам относятся …

1) поедание хищниками травоядных животных

2) содержание гумуса в почве

3) влияние возбудителей инфекций на человека

4) свет

 

10.   Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма – это…

1) пространство, занимаемое организмом

2) среда обитания

3) микроклимат

4) физическая среда

 

11.  Совокупность экологических факторов, необходимых для жизни организмов, называется …

1) условиями существования

2) абиотической средой

3) экологической валентностью

4) средой обитания

 

12.   Прямое или косвенное (через изменение среды) влияние растений на другие организмы относится к группе … экологических факторов

1) зоогенных                                  

2) фитогенных

3) орографических                        

4) эдафических

 

13.   Всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга и на среду называются … факторами

1) биотическими

2) абиотическими

3) антропогенными

4) эдафическими

 

14.  Согласно закону …, любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы

1) толерантности

2) оптимума

3) минимума

4) компенсации факторов

 

15.  Интервал экологического фактора, в пределах которого может существовать данный вид организмов, называется …

1) экологическим оптимумом

2) диапазоном толерантности

3) экологическим пессимумом

4) экологической нишей

 

16.  Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма (популяции), называется зоной …

1) максимума

2) пессимума

3) оптимума

4) минимума

 

17.  Для зоны пессимума не характерна... организмов

1) низкая продуктивность

2) низкая численность

3) низкая активность

4) интенсивная жизнедеятельность

 

18.  Диапазон колебаний между экологическим минимумом и максимумом фактора среды - это зона…

1) пессимума

2) толерантности

3) гибели

4) оптимума

 

19.  Свойство организмов адаптироваться к существованию в том или ином диапазоне экологического фактора называется экологической …

 

20.  Виды, имеющие узкие пределы выносливости к изменению экологических факторов, называются…

1) кодоминантными                       

2) эврибионтными

3) стенобионтными                        

4) доминантными

 

21.  Эврибионтные организмы – это организмы, способные существовать …

1) только в условиях избыточного увлажнения

2) в различных природных зонах

3) при небольших отклонениях фактора от оптимального значения

4) в широком интервале колебаний экологического фактора

 

22.  Верными являются суждения …

1) организмы с широким диапазоном толерантности имеют больше шансов в борьбе за существование

2) толерантность особи остаётся неизменной в течение всей жизни

3) организмы не могут иметь широкий диапазон толерантности в отношении одного фактора и узкий диапазон относительно другого

4) если условия по одному из экологических факторов становятся неоптимальными, то могут измениться и пределы толерантности по другим факторам

5) принцип лимитирующих факторов справедлив для всех типов живых организмов – растений, животных, микроорганизмов и относится как к абиотическим, так и к биотическим факторам

 

23.  Толерантность – это способность организмов …

1) выдерживать изменения условий жизни

2) приспосабливаться к новым условиям

3) образовывать локальные формы

4) приспосабливаться к строго определённым условиям

 

24.  Приспособление строения и функций организма к среде обитания называется …

 

25.  Адаптации, основанные на структурных особенностях организма, - это … адаптации

1) морфологические

2) физиологические

3) биохимические

4) поведенческие (этологические)

 

26.  Изменение поведения организма в ответ на изменение факторов среды называется … адаптацией

1) физиологической

2) этологической

3) морфологической

4) биохимической

1.3. Тестовые задания по теме «Температура как
экологический фактор. Температурные адаптации
организмов»

 

27.  Появление пойкилотермных и гомойотермных животных – это результат адаптации к … окружающей среды.

1) температуре                                   

2) влажности

3) насыщению кислородом               

4) плотности

 

28.  К гомойотермным организмам относятся …

1) птицы

2) рыбы

3) млекопитающие

4) насекомые

5) растения

 

29.  К пойкилотермным организмам относятся …

1) птицы

2) рыбы

3) пресмыкающиеся

4) млекопитающие

5) насекомые

6) растения

30.  Соответствие между живым организмом и веществами, накапливаемыми в жидкостях тела данных организмов в качестве биологических антифризов, …

1) растения                                А) гликопротеиды

2) насекомые                             Б) сахара, белки

3) рыбы                                  В) глицерин

 

31.  При действии низких температур насекомые накапливают в гемолимфе и тканях … в качестве биологического антифриза, предотвращающего кристаллизацию.

 

 

32.  У всех организмов физиологические процессы наиболее интенсивно протекают при … температуре среды

1) минимальной                             

2) изменчивой

3) оптимальной                              

4) максимальной

 

33.  К стенотермным организмам относятся растения …

1) континентальных пустынь

2) тропических дождевых лесов

3) хвойных лесов умеренной климатической зоны

4) листопадных лесов умеренной климатической зоны

 

34.  Способность гомойотермных животных поддерживать постоянную оптимальную температуру тела независимо от температуры среды за счёт выработки внутренней теплопродукции – это пример … адаптации

1) морфологической

2) физиологической

3) биохимической

4) поведенческой (этологической)

 

35.  Морфологические адаптации растений холодных местообитаний – это …

1) крупнолистность

2) карликовость

3) высокоствольность

4) подушковидные формы

 

36.  К морфологическому типу адаптации не относится …

1) перьевой покров

2) густой меховой покров

3) уменьшение площади выступающих частей тела

4) сезонная миграция

 

37.  Согласно правилу …, выступающие части тела теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом, поэтому они отдают в окружающую среду меньше тепла.

1) Бергмана

2) Глогера

3) Аллена

4) Дарлингтона

 

38.  Согласно правилу …, у теплокровных животных размеры тела особей в среднем больше у северных популяций вида (или близких видов) по сравнению с южными популяциями.

1) Бергмана

2) Аллена

3) Глогера

4) Джордана

 

39.  Согласно правилу …, географические расы животных в теплых и влажных регионах пигментированы сильнее, чем в холодных и сухих регионах.

1) Бергмана

2) Аллена

3) Глогера

4) Джордана

 

40.  Немигрирующие пойкилотермные животные с наступлением неблагоприятного периода обычно переходят в состояние …

1) зимней спячки

2) оцепенения

3) покоя у растений

4) гомеостаза

1.4. Тестовые задания по теме «Влажность как                                  экологический фактор. Адаптации организмов
к недостатку влаги»

41.  Экологическая группа растений, произрастающих в аридных местообитаниях и выработавших адаптивный механизм к условиям среды путем запасания влаги в тканях, называется …

1) гелиофиты

2) склерофиты

3) гигрофиты

4) суккуленты

42.  Для экологической группы растений – суккулентов не характерен следующий признак …

1) снижение содержания воды до 25%

2) открывание устьиц преимущественно ночью

3) наличие приспособлений к сокращению транспирации

4) хорошая переносимость засухи

 

43.  Наземные животные, приспособленные к обитанию в условиях высокой влажности, называются …

1) гигрофитами

2) гигрофобами

3) гидатофитами

4) гигрофилами

 

44.  Растения, приспособившиеся к местам с засушливым климатом и способные переносить большой недостаток влаги, называются …

1) гигрофиты

2) гидрофиты

3) мезофиты

4) ксерофиты

 

45.  Растения, полностью или большей своей частью погружённые в воду, называются …

1) гидрофиты

2) гидатофиты

3) гигрофиты

4) ксерофиты

 

46.  Растения сухих местообитаний, имеющие жестковатое, сухое, иногда одревесневшее, тело с большим количеством механической ткани, отличающиеся высокой тканевой устойчивостью к дегидратации, - это ….

1) мезофиты

2) суккуленты

3) склерофиты

4) гигрофиты

 

47.  Растения, обитающие во влажных местах, не переносящие водного дефицита и обладающие невысокой засухоустойчивостью, называются …

1) гелиофитами

2) гигрофитами

3) суккулентами

4) доминантами

48.  Виды растений, способные в определённых пределах регулировать потерю воды путём закрывания устьиц и складывания листьев, называются …

1) пойкилогидридные

2) гомойогидридные

3) гомойосмотические

4) пойкилосмотические

1.5. Тестовые задания по теме «Свет как
экологический фактор. Фотопериодизм»

49.  Растения в процессе фотосинтеза в среднем используют …. % солнечной энергии.

1) 1

2) 10           

3) 50

4) 90        

 

50.  Максимальные значения эффективности использования солнечной энергии, известные у растений, составляют … %

1) 1-2

2) 4-5

3) 9-10

4) 13-15

51.  Максимальные значения эффективности использования солнечной энергии наблюдались для одного из видов …

1) морских микроскопических водорослей

2) сельскохозяйственных культур

3) тропических древесных растений

4) многолетних трав

 

52.  Образование в клетках зеленых растений и водорослей органических веществ из углекислого газа и воды под действием света, сопровождающееся выделением кислорода, называется …

 

53.  Основным ресурсом, представляющим собой предмет конкуренции у растительных организмов, является …

1) температура

2) содержание углекислого газа

3) свет

4) содержание кислорода

54.  Растения под влиянием сильного ультрафиолетового излучения …

1) повышают способность к фотосинтезу

2) обильно цветут и создают больше семян

3) теряют способность к фотосинтезу

4) увеличивают продуктивность

 

55.  По отношению к фактору освещенности для растений не характерна экологическая группа …

1) сумеречные

2) тенелюбивые

3) светолюбивые

4) теневыносливые

 

56.  Животным свет необходим для …

1) фотосинтеза

2) процессов обмена веществ и энергии

3) запасания жира

4) ориентации в пространстве

 

57.  Экологическая группа растений, которая выработала механизм защиты от неблагоприятных условий местообитания путем смещения во времени и сокращения вегетационного периода, называется …

1) суккуленты

2) эфемеры

3) мезофиты

4) гемикриптофиты

 

58.  Светолюбивые растения – это …

1) лиственница, ель

2) ландыш, кислица

3) подорожник, одуванчик

4) брусника, черника

 

59.  Тенелюбивые растения – это …

1) степные и луговые злаки

2) зелёные мхи, копытень европейский

3) земляника, лещина

4) подорожник обыкновенный, иван-чай                                                

60.  Реакция организмов на изменение продолжительности светового дня называется …

1) метаморфозом

2) фотолизом

3) фотопериодизмом

4) фототропизмом

 

61.  Главным фактором регуляции сезонных циклов является …

1) температура

2) изменение продолжительности дня

3) недостаток пищи

4) состав воздушной, водной и почвенной среды

62.  К растениям короткого дня относятся …

1) луговые злаки

2) рожь, пшеница

3) огурцы, томаты

4) астры, георгины

1.6. Тестовые задания по теме «Лимитирующие
факторы»

63.  В основе понятия о лимитирующих факторах лежат законы, выведенные …

1) Ю. Либихом и А. Тенсли

2) В.И. Вернадским

3) Ю. Либихом и В. Шелфордом

4) Г.Ф. Гаузе

 

64.  К лимитирующим экологическим факторам относятся те, которые находятся в окружающей среде …

1) в наибольшем количестве

2) выше верхнего и нижнего предела выживаемости

3) непродолжительно

4) в постоянном количестве

 

65.  Фактор, ограничивающий процесс развития или существования организма, вида или сообщества, называется …

 

66.  Из двух сходных видов растений, сосуществующих в одной и той же среде, преимущества достигает вид, который …

1) произрастает на более плодородной почве

2) получает больше влаги

3) способен раньше выйти в верхний, лучше освещенный ярус

4) получает больше тепла

67.  Согласно закону …, жизненные возможности организмов лимитируют те экологические факторы, количество и качество которых близки к необходимому организму минимуму.

1) Шелфорда

2) Либиха

3) Линдемана

4) Одума

68.  Закон толерантности Шелфорда …

1) организмы могут иметь широкий диапазон толерантности в отношении одного экологического фактора и узкий в отношении другого;

2) существование вида определяется лимитирующими факторами, находящимися не только в минимуме, но и в максимуме;

3) существование и выносливость организмов определяется самым слабым звеном в цепи их экологических потребностей;

4) общее влияние лимитирующих факторов может превысить суммарный эффект других факторов.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: