Раздел 4. Тема 3. Судебная реформа 1864 г

Оценочные материалы для проведения текущей аттестации по дисциплине История государства и права России (Часть 2)

Раздел 4. Тема 2. Крестьянская реформа 1861 г. в России

(2 часа проводится в интерактивной форме – мозговой штурм)

Вопросы:

1. Предпосылки и подготовка реформы 1861 года.

2. Правовое положение крестьян по реформе:

а) личные права и обязанности крестьян;

б) имущественные права и обязанности крестьян.

3. Крестьянское самоуправление по реформе 1861 года.

4. Волостной суд. Вотчинная полиция.

5. Правовое положение помещиков после крестьянской реформы 1861 года.

6. Историческое значение крестьянской реформы 1861 года и ее место в ряду реформ середины XIX века.

Темы рефератов и презентаций:

1. Земская и городская реформы 1860–1870-х гг.

2. Местное управление во второй половине XIX века.

3. Военная реформа 1860–1870-х гг. XIX века.

4. Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX века.

5. Финансовая реформа 1860-х гг.

6. Реформы системы образования и цензуры 1860–1880 гг.

7. Развитие права во 2-ой половине XIX века.

Задания:

1. Выписать юридические термины по теме.

Задачи:

1. Квалифицировать ситуацию по законодательству о крестьянской реформе 1861 г.: крестьянин Степан решил перейти в другое общество, он предоставил приемный договор от того общества, куда собирается, не состоял под судом, за ним не было никаких задолженностей, но родители были против этого.

2. В 1863 г. Иван Петров, вышедший из крепостной зависимости, решил отдать своего сына на службу по учебной, ученой и межевой частям. Однако, придя в общее учебное заведение, отцу и ребенку отказали в их желании.

Нарушены ли их права? Какая статья защищает права отца и сына?

Тестовые задания:

1. Самое крупное по численности сословие в Российской империи:

А) крестьяне

Б) дворяне

В) мещане

Г) духовенство

 

2. По крестьянской реформе 1861 г.:

А) крестьяне освобождались без земли

Б) крестьяне получали лишь приусадебные участки

В) крестьян наделили землей без выкупа

Г) предусматривался выкуп крестьянских наделов и образование сословий свободных сельских обывателей

 

3. Что по Манифесту об освобождении крестьян 1861 г. не являлось органом волостного управления крестьян?

А) волостной сход

Б) волостной старшина с волостным правлением

В) волостной суд

Г) волостная управа

 

4. Какое из ниже перечисленных прав не было закреплено за крестьянами по Манифесту 1861 г.?

А) право на вступление в брак без разрешения помещика

Б) право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия

В) право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество

Г) право свободного выхода из общины

 

5. Крестьяне, не выкупившие землю у помещика, назывались:

А) временноосвобожденные

Б) временноотпущенные

В) временнообязанные

Г) полусобственники

 

6. Какая категория крестьян по реформе 1861 г. освобождалась без земли и без выкупа?

А) удельные крестьяне

Б) государственные крестьяне

В) дворовые крестьяне

Г) помещичьи крестьяне

 

7. Выделите пункт из ниже перечисленных, который не содержал Манифест от 19 февраля 1861 г.:

А) крепостные крестьяне получили личную свободу

Б) наделение крестьян землей в соответствии с местным положением

В) установление прав помещиков для надзора за вышедшими из крепостной зависимости крестьянами

 

8. Проведением выкупных операций земли по всей стране заведовал:

А) Сенат

Б) Министерство финансов

В) Государственный Совет

Г) Комитет министров

 

9. Укажите основное положение военной реформы 1864–1874 гг.

А) образование военных округов

Б) введение всесословной всеобщей воинской повинности для всего мужского населения;

В) срок службы рекрутов увеличен с 15 до 20 лет

Г) введение образовательного (обязательного) ценза для офицеров

 

Раздел 4. Тема 3. Судебная реформа 1864 г.

(2 часа проводится в интерактивной форме – деловая игра)

Вопросы:

1. Причины судебной реформы и ее подготовка. Правовые акты судебной реформы 1864 г.

2. Судоустройство по судебной реформе:

а) система мировых судов;

б) система общих судов;

в) внутреннее устройство судебных мест; взаимоотношения судебных мест и должностных лиц судебного ведомства;

г) назначение, увольнение и перемещение должностных лиц судебного ведомства; права и льготы должностных лиц судебного ведомства;

д) надзор за судебными установлениями и ответственность должностных лиц судебного ведомства;

е) лица, состоявшие при судебных местах.

3. Реорганизация прокуратуры.

4. Судопроизводство по судебной реформе:

а) гражданское судопроизводство;

б) уголовное судопроизводство.

5. Значение судебной реформы 1864 года.

Темы рефератов и презентаций:

1. Создание нотариата по судебной реформе 1864 г.

2. Контрреформы 80–90-х годов XIX века в России.

Задания:

1. Составить схему судебной системы Российской империи после реформы 1864 г.

2. Дать толкование норм права по Учреждению судебных установлений 1864 г. (ст. 1, 21, 82 и др.).

3. Выписать юридические термины по теме.

Задачи:

1. Пояснить ситуацию по Учреждению судебных установлений 1864 г.: почетный мировой судья Гришин решил соединить свою должность с должностью местного чиновника казенных управлений.

2. Илья Андреевич в 1866 г. занимает должность судебного следователя. Ему предложили перевод на другой участок ведомства, с чем он был согласен. От прокурора сего суда поступило предложение в общее собрание отделений окружного суда. В свою очередь, собрание вынесло постановление о переводе Ильи Андреевича на другой участок ведомства. Илью Андреевича перевели на другой участок ведомства.

Найдите в данной ситуации ошибку (неточность).

3. Почетный мировой судья в 1871 г. обратился в местную канцелярию с просьбой о выделении денежных средств для покупки бумаги, так как предыдущая уже исписалась. Местная канцелярия удовлетворила просьбу мирового судьи и выделила ему 1 рубль на покупку.

Имело ли место быть данной ситуации? Свой ответ обоснуйте конкретной статьей.

Тестовые задания:

1. Исходя из судебной реформы 1864 г. установите соответствие между:

1) общие судебные органы

2) местные судебные органы

А) мировые судьи, съезды мировых судей

Б) Сенат, Верховный уголовный суд

В) окружные судьи и судебные палаты

 

2. Судебная реформа в правление Александра II была проведена в:

А) 1874 г.

Б) 1861 г.

В) 1864 г.

 

3. Присяжные заседатели после реформы 1864 г. при рассмотрении уголовных дел:

А) вносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого

Б) назначали адвокатов

В) определяли меру наказания

Г) рассматривали аппеляции

 

4. В период контрреформ поворот к реакции отразился в первую очередь на:

А) экономической политике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: