Б) политике в области просвещения и печати

В) внешней политике

Г) военной политике

 

Раздел 4. Тема 4. Оформление конституционной (парламентской) монархии в России в период Первой русской революции 1905–1907 гг.

(2 часа проводится в интерактивной форме – анализ конкретных ситуаций)

Вопросы:

1. Предпосылки и ход Первой русской революции. Манифест 17 октября 1905 г.

2. Основные государственные законы Российской империи (23 апреля 1906 г.):

а) об императорской власти;

б) о вере, правах и обязанностях российских подданных;

в) о законах, Государственном Совете и Государственной Думе, Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями;

3. Государственный переворот 3 июня 1907 года. Роспуск Государственной Думы.

Темы рефератов и презентаций:

1. Изменения в праве в Российской империи в 1900–1914 гг.

2. Политические парии в Российской империи в начале ХХ века.

3. Государство и право в период Первой мировой войны (1914–1917 гг.).

Задания:

1. Составить схему системы высшего и центрального управления в Российской империи в 1905–1914 гг.

2. Выписать из Основ государственных законов Российской империи 1906 г. права и обязанности подданных.

3. Дать толкование норм права по Основным государственным законам Российской империи 1906 г. (ст. 7, 74, 100 и др.).

4. Выписать юридические термины по теме.

Задачи:

1. Российский подданный А. был задержан в июне 1906 г. за совершенное им преступление. Суд вынес решение и назначил ему положенное наказание. Но в сентябре 1906 г. в Российской Империи издается новый закон, предусматривавший другое (отягчающее) наказание за преступление, совершенное А. В результате, суд выносит новый приговор с другим наказанием для А.

Правомерны ли действия суда?

2. Француз Жан Готье, прибыл в 1907 г. в Российскую Империю и решил остановиться в отеле зажиточного подданного Курбатова, но тот ему отказал, ссылаясь на то, что Готье – католик.

Правомерно ли действие Курбатова?

3. Министр Д. Иванов в 1908 г. хотел участвовать в голосовании при Государственном Совете по предмету законотворчества, но ему отказали в этом, указывая на причину, по которой он не может реализовать свое право.

Назовите причину.

4. Председатель Совета Министров В. Дегтярёв в 1909 г. был задержан за превышение своих служебных обязанностей (полномочий), и будет подлежать ответственности за доказанное преступление.

Какой ответственности будет подлежать В. Дегтярев?

Тестовые задания:

1. Какая форма правления была характерна для России до 1905 г.:

А) конституционная монархия

Б) абсолютная монархия

В) республика

Г) парламентская республика

 

2. Какое из этих событий сыграло роль катализатора первой революции в России:

А) всеобщая стачка рабочих в Иваново-Вознесенске

Б) Русско-японская война 1904–1905 гг.

В) создание Крестьянского союза

Г) экономический кризис 1900–1903 гг.

 

3. Когда был издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»:

А) ноябрь 1917 г.

Б) апрель 1906 г.

В) 17 октября 1905 г.

Г) 3 июня 1907 г.

 

4. Революция 1905 г. изменила форму правления России на:

А) абсолютную монархию

Б) анархию

В) республику

Г) ограниченную монархию

 

5. В феврале-апреле 1906 г. Высочайшим указом подготовлено создание Государственной Думы как:

А) одного из высших законодательных органов государства, наряду с Государственным Советом

Б) законосовещательного органа государственной власти, формирующегося на основе избирательного права

В) чисто буржуазного по характеру и составу законодательного органа в системе государственного управления

 

6. Царь по Основным законам Российской империи 1906 г.:

А) имел право роспуска Государственной Думы

Б) не имел право роспуска государственной Думы

В) имел право роспуска Государственной Думы с согласия Государственного Совета

 

Раздел 4. Тема 5. Аграрное законодательство в России в начале XX в.

Вопросы:

1. Причины аграрной реформы П.А. Столыпина.

2. Правовое обеспечение аграрной реформы. «Столыпинские» указы и их закрепление в законах.

3. Проведение аграрной реформы, ее экономические результаты.

4. Изменения в социальной структуре общества.

Темы рефератов и презентаций:

1. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. и свержение самодержавия.

2. Образование Временного правительства и Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.

3. Правовая деятельность Временного правительства.

Задания:

1. Выписать юридические термины по теме.

Тестовые задания:

1. Манифест «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения» 13 ноября 1905 г.:

А) уменьшил выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50 % с 1 января 1906 г.

Б) увеличил выкупные платежи с государственной крестьян

В) отменил выкупные платежи со всех категорий крестьян с 1 января 1907 г.

Г) увеличил выкупные платежи с крестьян по причине финансового кризиса

 

2. В результате аграрной реформы П.А. Столыпина:

А) увеличились земельные наделы всех крестьян

Б) увеличилось число безземельных крестьян и батраков, окрепло среднее крестьянство

В) было отменено помещичье землевладение

 

3. Законодательство Российской империи во время Первой мировой войны было направлено, прежде всего, на:

А) совершенствование судебной системы

Б) реформу вооруженных сил

В) усиление влияния государства на экономику

Г) укрепление позиций России на мировых рынках торговли

 

4. Император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича в

А) июле 1916 г.

Б) марте 1917 г.

В) октябре 1917 г.

 

5. Март-июль 1917 г. – это период:

А) гражданской войны

Б) буржуазной диктатуры

В) двоевластия

Г) диктатуры пролетариата

 

6. Двоевластие в 1917 г. представляло собой:

А) власть Корнилова и Керенского

Б) власть большевиков и власть буржуазии

В) власть Госсовета и Думы

Г) официальную власть Временного правительства и неофициальную – Совета рабочих и солдатских депутатов

 

7. Когда была официально провозглашена республиканская форма правления в России?

А) 1 сентября 1917 г.

Б) 26 октября 1917 г.

В) 15 января 1918 г.

Г) 2 марта 1917 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: