Управление конфликтом: структурные и межличностные методы

Стратегии разрешения межличностного конфликта связаны с каждой из категорий ответных реакций: применение силы, приспособление, компромисс, избежание, сотрудничество. В большинстве случаев разрешение конфликта базируется на стратегиях, которые можно выделить на основе модели Томаса-Килмена.Рассмотрим основные стратегии: «проигрыш- проигрыш», «выигрыш – выигрыш», «выигрыш – проигрыш».

В первом случае («проигрыш – проигрыш) проигрывают обе стороны. Эта стратегия может принимать различные формы: компромисс, занятие промежуточной позиции в споре, попытка расплатиться с одной из конфликтующих сторон, привлечение третьего лица, использование бюрократических правил. Все четыре подхода приводят обе стороны к проигрышу. Вторая стратегия («выигрыш – выигрыш) для разрешения конфликта с человеческой и организационной точки зрения самая лучшая. Она базируется на стиле сотрудничества. Третья стратегия («выигрыш – проигрыш») предполагает, что стороны направляют силы друг против друга и взаимодействие происходит в ситуации победы и поражения.

Рассматривая уровень межгруппового конфликта можно выделить следующие характеристики конфликтующих групп: четкое разграничение на «мы» и «они»; сплоченность внутри группы; сокращение общения между конфликтующими группами и т.д. Стратегии, которые можно использовать для снижения конфликта можно разделить на четыре группы:

1. Избежание (направлена на то, чтобы не позволить конфликту проявиться);

2. Диффузия (направлена на дезактивацию конфликта, снижение эмоциональной напряженности, сглаживание);

3. Сдерживание (допускается проявление конфликта, но при этом тщательно обсуждаются причины и методы разрешения конфликта, однако переговоры ведутся в установленных рамках);

4. Очная ставка (открыто вскрываются все проблемы и конфликтующие стороны немедленно начинают их рассматривать взаимодействую друг с другом в духе сотрудничества).

К организации можно выделить четыре классических организационных или структурных конфликтов:

● связанные с иерархией;

● между функциональными подразделениями;

● формальных и неформальных организаций;

● между штабным и линейным персоналом.

В качестве методов разрешения подобных конфликтов часто используют следующие: передача конкретных полномочий каждому лицу с соответствующим разъяснением требований к работе; использование системы вознаграждения; координационные и интеграционные механизмы.

Виды стресса и управление стрессом.

Различного рода конфликты являются причиной негативного стресса на рабочем месте, который приводит к снижению производительности, ухудшению отношений в коллективе, снижению удовлетворенности трудом и отношениями с людьми. Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Однако существует и положительный стресс, вызванный приятными событиями (повышение по службе, праздник, отпуск и т.д.) Такой вид стресса называется «ю-стресс». Иванцевич и Маттессон определяют стресс как «адаптивнаю реакцию, опосредованную индивидуальными различиями и/ или психологическими процессами, которая является ответом на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, которые предъявляют к человеку повышенные требования психологического и/или физического характера».

К основным причинам, которые вызывают стресс на рабочем месте относятся:

1. Факторы стресса вне организации: изменения в обществе, изменение в семье, переезд на новое место и т.д.

2. Факторы стресса, связанные с организацией: политика и стратегия администрации, организационная структура, организационный процесс, рабочие условия и т.д.

3. Групповые факторы стресса: отсутствие групповой сплоченности и взаимной поддержки, наличие внутриличностных, межличностных м внутригрупповых конфликтов и т.д.

4. Индивидуальные факторы стресса, связанные с личностью работника.

К основным способам борьбы со стрессом можно отнести индивидуальные и организационные методы. Индивидуальные методы: физические упражнения, снятие напряжения, самоконтроль поведения, когнитивная терапия. К способам борьбы со стрессом в организации относятся: создание в организации атмосферы взаимной поддержки, обогащение содержания работы, смягчение конфликтов и прояснение организационных ролей, планирование карьеры работников и т.д.

Вопросы:

1. Что такое конфликты в организации? Какие вы знаете типы конфликтов?

2. Какие источники возникновения конфликтов вы знаете?

3. Каким образом управлять внутриличностным конфликтом с использованием модели фрустрации?

4. Стили управления межличностными конфликтами?

5. Методы управления организационными конфликтами?

6. Какие вы знаете индивидуальные и организационные методы борьбы со стрессом на рабочем месте?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: