Показатели при проведении анализа задолженности предприятия

При проведении анализа дебиторской и кредиторской задолженности определяются следующие показатели:

· Динамика — изменение величины долга за определенный период.

· Состав задолженности в разрезе должников/кредиторов.

· Сроки возникновения долгов.

Анализируя долги дебиторов, следует уделить повышенное внимание просроченной задолженности, а особенно неоправданной. К последней относят долги, образованные в результате:

· недостач (хищений);

· превышений сумм затрат на капстроительство в виде нарушений финансово-сметной дисциплины;

· несвоевременной оплаты покупателями отгруженной продукции.

Просроченной является задолженность, по которой завершился срок обращения в суд для ее истребования. Такая дебиторская задолженность списывается компанией как убыток.

Анализ кредиторской задолженности предприятия требуется также начинать с выделения неоправданной задолженности. Такой вид долгов перед кредиторами, как правило, возникает при:

· проведении неотфактуренных поставок;

· пропуска срока оплаты по расчетным документам.

Обычно неоправданные долги появляются, если компания своевременно не получает от поставщиков расчетные документы либо если не были переданы в срок платежные документы в банк для проведения платежей.

Важно посчитать и размер невостребованной кредиторами в срок задолженности. Если по таким долгам прошли сроки исковой давности, то их сумма целиком ложится на прибыль компании, которая подлежит налогообложению.

Для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности применяется выборочный или сплошной метод. Выбор метода зависит от целей анализа, сжатости сроков на проведение исследования и количества контрагентов.

С целью анализа дебиторской и кредиторской задолженности рассчитывается ряд абсолютных и относительных показателей:

· абсолютный показатель просроченных долгов дебиторов/кредиторов — его можно найти в прилагаемых к балансу и отчету о финансовых результатах пояснениях (разд. 5);

Приложение № 3 «Пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах».

· коэффициент оборачиваемости задолженностей, который указывает на число оборотов каждой из них в год;

· период погашения долгов, рассчитываемый в днях.

Таким образом, нельзя недооценивать необходимость проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности. Его следует проводить не меньше чем раз в год на основании данных из баланса предприятия. Рассчитанные в ходе анализа показатели как нельзя лучше продемонстрируют картину о финансовом положении (устойчивости) предприятия, о его платежеспособности и имущественном положении.

При этом некоторые показатели в разрезе долгов перед дебиторами и кредиторами следует рассчитывать намного чаще. Это позволит вовремя скорректировать выявленные отклонения.

Данные, полученные при анализе дебиторской и кредиторской задолженности, затем используются при составлении финансового плана компании на следующий год или иной период. Также эти данные важны при утверждении кредитной политики компании, которая выражается в установлении приемлемых сроков отсрочки покупателям, что прямо влияет на изменение объемов продаж.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: