Вариант № 11
Часть А.
Тема: «Ворона».
Возраст: подготовительная группа (6-7 лет).
Цель: Продолжать расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.
Задачи:
Образовательные: углублять представление о вороне; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие: развивать наблюдательность, интерес к природе; обогащать словарный запас; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать.
Воспитательные: воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудное для них время; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами.
Предварительная работа воспитателя: осмотр территории детского сада и определение объекта наблюдения, изучение литературы, разработка конспекта, выбор методов и приемов.
Предварительная работа воспитателя с детьми: беседа о птицах, чтение литературы о птицах.
|
|
Словарная работа: Вороной, частично перелётная, всеядная, оперение, по-старинному, кивает, выставляет, отбросами, извлекает, нередко, обонянием.
Методы и приемы: беседа, наблюдение, художественное слово, игра, рассказ воспитателя, сравнение.
Ход экскурсии.
Организационный момент.
- Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте угадать о ком она:
«Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: Карр! Карр! Карр!»
Дети: Вороны.
Основная часть.
Воспитатель: - Молодцы! Правильно угадали! А теперь посмотрите, кто прилетел к нам на участок! Вы узнали кто это?
Ответы детей: Ворона.
- Дети, внимательно рассмотрите ворону и скажите, что вы знаете о ней?
-Какая она по характеру?
-За что не любят ворону?
-Что в ней положительного?
-Ворону называют серой разбойницей. Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться — берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон — самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона — совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон — птица лесная. Во многих сказках ворона называют мудрым. Может, потому, что живет эта птица до ста лет.
Воспитатель: Ребята, а теперь опишите ворону, какая она?
Ответы детей: Ворона – птица двухцветная: туловище пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост – чёрные.
|
|
- Ребята, а вы знаете, что ворона так названа за чёрный цвет оперения, который по-старинному назывался «вороной».
Ворона – это частично перелётная птица. Это значит, что часть птиц, в основном молодых, улетают на юг, а часть – остаётся.
Ворона – птица всеядная. Как вы думаете, что это значит?
Ответы детей: Питается тем, что найдёт.
- Правильно! Это так! Летом ворона питается насекомыми, яйцами мелких птиц, грызунами и семенами трав. А зимой – в основном отбросами. Зиму птицы проводят у жилья человека, где могут прокормиться на свалках различными отходами. Вы, наверное, видели как ворона, подойдя к куче с пищевыми объедками, ворошит её и извлекает клювом слежавшиеся, нередко обледеневшие картофельные очистки, селёдочные головки, кости с остатками мяса, куски хлеба и другие съедобные пищевые отбросы. И найдя подходящий для себя корм, ворона взлетает на ближайший забор или дерево и здесь съедает то, что поддаётся обработке клювом с помощью лап. Кто-нибудь из вас видел, как ест ворона?
Ответы детей: Да.
- Молодцы! Вы очень наблюдательны! А ещё можно заметить, что вороны довольно осторожны и тоже наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на всё, что происходит вокруг них.
- Ребята, есть даже народная примета, связанная с вороной. В ней говорится, что
«Если ворона купается в песке или воде, то это к скорому потеплению, а если прячет клюв под крыло, то это к снегопаду».
III.Заключительная часть.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали о вороне?
Ответы детей: (Ворона названа так за чёрный цвет оперения. Ворона – птица частично перелётная и питается объедками).
- Молодцы! Правильно! И так, ребята, сегодня мы с вами понаблюдали за вороной, за её внешним видом, за её повадками. Узнали о ней что-то новое. Всегда помните, что птицы – наши друзья. Они украшают природу, приносят огромную пользу. Поэтому мы должны заботиться о них, особенно зимой, когда им голодно и холодно, подкармливать их и не обижать!
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Стайка»!
Дети выбирают водящего.
Пой-ка, подпевай-ка
Десять птичек – стайка:
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко,
Эта – зяблик, эта – стриж,
Эта – развесёлый чиж,
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Дети после этих слов разбегаются, а водящий (злой «орлан»), пытается кого-нибудь поймать. Пойманная «птичка» становится злым «орланом».
Часть Б. Дайте обоснование выбора методов и приемов организации наблюдения за явлениями живой и неживой природы. Укажите, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению наблюдения.
Методы и приемы: беседа, наблюдение, художественное слово, игра, рассказ воспитателя, сравнение.
Беседа – один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме.
Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы воспитатель читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком.
Игра – это самый действенный метод познавательной деятельности. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность протекает и развивается наиболее активно (память, внимание, мышление, воображение).
|
|
Рассказ воспитателя. Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы.
Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности.
Предварительная работа воспитателя: осмотр территории детского сада и определение объекта наблюдения, изучение литературы, разработка конспекта, выбор методов и приемов.