Функции монтажа в РТПП

ОТВЕТЫ ПО РЕЖИССУРЕ ГОСЫ (СОБРАНИЕ)

Мизансцена – язык режиссёра

Мизансцена – расположение действующих на сцене по отношению друг к другу и декорациям в каждый данный момент спектакля.

Мизансцена является категорией времени. Останавливается, дабы продолжить движение.

Означает не только расположение, но и перемещение действующих лиц в пространстве сцены, развивается во времени, имеет определённую протяженность.

Хорошая верная образная мизансцена никогда не возникает сама по себе, она всегда является следствием комплексного решения задач. Сюда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность актёрских образов, и физическое самочувствие действующих лиц, и атмосфера, и музыка, и декорации, и темпо-ритм – все известные выразительные средства.

Только ли в умении собрать воедино все слагаемые представления проявляется его искусство? Что является языком режиссера? Уже с того момента, как режиссер впервые берет в руки сценарий. В его сознании сначала тускло, потом все яснее начинает мелькать мизансцена. Возникает пластическая мелодия всего представления. Бывает, что четкое видение будущего пластического рисунка возникает позднее. Уже при детальном действенном анализе представления. Но коль скоро она возникла, мизансценическая мелодия требует своего выявления в определенной среде и пространстве. Перечислим виды мизансцен и их визуального восприятия:

1. Круговая – по часовой стрелке динамика движения. Против часовой – антидинамика движения.

2. Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство.

3. Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем.

4. Фронтальная – необходима для укрупнения плана – подавляющее на первом плане, уравновешенная на втором плане, теневое на третьем плане.

5. Вертикальная – высота площадки работает на увеличение пространства.

6. Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста.

7. Спиральная – от авансцены в глубь сцены, вертикальная – бесконечность. Горизонтальная – эмоциональная насыщенность.

8. Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте.

9. Ассиметричная – (флюсовая) – перевес.

10. Шахматная – зрительное увеличение количества актеров.

11. Мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал».

12. Пунктир – движение – остановка – движение – остановка. Это связанно с поиском решения.

13. Барельефно-монументальная – зафиксированная неподвижность действующих лиц для выявления внутренней напряженности. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены – в анфас. Относится к массовым мизансценам в глубине сцены либо прямо на авансцене. Стоп кадр – момент фиксации.

Принцип глубинного построения мизансцен заимствован из кино. Крупный план, средний – связан с группой или небольшим объектом и общий план, который связан с делением сцены в глубину на 3 части: 1-й, 2-й и 3-й планы.

Первый план (крупный) – линия авансцены до занавеса (просценизм). Здесь можно выстраивать мизансцены для одного 2-х человек. Можно воспринимать по частям, эскиз какого то образа.

2-й план – от линии занавеса до 1-й 2-й кулисы. Хорош для групповых мизансцен. Все виды мизансцен кроме барельефном возможно выстраивать на 2-м плане.

3-й план – от третьей линии кулис к заднику. Общий план, рапиды, стоп-кадры хороши на 3-м плане.

Ракурсное построение мизансцены:

1. Фас – анфас. Лицом к залу раскрывает всю фигуру человека. Его глаза, лицо. 4 случая:

- вынужденность, предполагаемый объект внимания находится в зале. --- когда артист хочет, чтобы партнеры не видели его глаза, физическое действие, разворачивающее актера на зал, на свет и т.д. и здесь спрятать глаза от собеседника.

- невыгодность. Он однозначен. В нем нет красочности позы.

- прямолинейность.

2. Полуфас – для прямого общения с партнерами, графическое движение по диагонали.

3. Чистый профиль – не видно глаз и реакции актеров, окаменелость, статика (невыгодная мизансцена).

4. Полуспинной ракурс – полностью сосредоточить зрительское внимание на главный объект, например на экран. Необходимость подчеркнуть нечто значимое (таинственное, зловещее либо фееричное). Недосказанность, интрига, определенная скромность и простота.

5. Спинной ракурс – спина – занавес, точка, завершение, молчание. Спина и гордо поднятая голова, либо спина и опущенные руки и плечи – разочарование. Спинной ракурс лучше всего доносит преодоление усталости, боли, страха. Считается, что это эпическая точка эпизода или сцены, человек будто сливается с пространством.

Свои особенности мизансценирования в массовом ТП на открытом воздухе. На открытых площадках существует знаковый принцип мизансценирования. Он связан с символами, метафорами. Существует мизансцена положения (рисунок, знак) и мизансцена движения (переход от знака к знаку).

Принцип мизансценирования – это некоторая мизансцена, призванная стать доминантой спектакля.

И, как говорил Мейерхольд: «Спектакль – это чередование динамики и статики, а также динамики различного порядка»

Т.е. можно сделать вывод о том, что мизансцена играет очень важную роль в спектакле.

 

 

Функции монтажа в РТПП.

Монтаж (фр. – сборка, соединение) – есть подбор и соединение отдельных частей чего-либо (на основе их сопоставления, сравнения) с помощью использования различных приёмов для создания художественного и смыслового единства.

Монтаж – художественный способ изучения действительности.

По мнению Всеволода Эмильевича Мейерхольда монтаж – это язык философии в искусстве. Это способность к сопоставлению противоречий. Позволяет заострять мысль и обобщать её.

Смысл и содержание монтажа заключается в том, что соединение двух различных эпизодов рождает в результате совершенно новую мысль, не содержащуюся в соединяемых кусках.

Монтаж даёт возможность уплотнения времени или его растягивания.

Монтаж имеет ряд функций:
1) выявление авторского отношения к материалу
2) организация зрительского восприятия. Последовательность и логику исследуемого предмета режиссёр задаёт чётким распределением и соединением конкретных эпизодов.
3) Соблюдение законов сочетания номеров между собой.

Эти функции базируются на видах монтажа:

Контрастность – сближение противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. По контрасту можно строить не только эпизоды, но и номера, и части эпизодов.

Параллелизм – параллельно развиваются два сюжета, две линии, две судьбы, как будто внешне не связанные, но имеющие внутренний контакт.

Одновременность – действие одновременно происходит на нескольких площадках.

Лейтмотив (напоминание) – подчёркивание основной мысли (музыкой, голосом, светом, мизансценой)

Последовательность – приём монтажа, предполагающий формирование материала в хронологическом порядке, исторически последовательно, природно-обусловлено, логически-поступательно.

Параметры (основа) сценарно-режиссёрского монтажа:
1) анализ фактов жизни и фактов искусства. Синтез.
2) конфликт фактов жизни и фактов искусства.
3) средства воплощения сюжета
4) средства выражения авторской позиции
5) средства художественной выразительности
6) форма организации зрительского восприятия
7) ритмическая организация эпизодов
8) формы изучения сценического времени

монтаж является инструментом, который обеспечивает истинное понимание процесса организации и постановки театрализованного представления.

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: