double arrow

Типологические черты романтического конфликта и героя в поэме


Романтическая поэма как жанр.

Практическое занятие № 5

Развитие романтической баллады

Практическое занятие № 4

Формирование романтической баллады

Практическое занятие № 3

План:

1. Баллада как литературный жанр. Генезис жанра.

2. Канон фольклорной баллады: синкретизм литературных родов (повествовательный сюжет, лирическое освещение этого сюжета, диалогическая композиция).

3. Деканонизация жанра баллады в литературе конца XVIII – начала XIX веков.

4. Жанровый канон и жанровый закон “Баллад о Робин Гуде”.

5. “Людмила” Жуковского и “Ольга” Катенина: перевод баллады Бюргера.

6. “Ленора” и поэтика индивидуального стиля поэтов. Поэтика романтизма в “Людмиле”. Жанровое своеобразие.

7. “Лесной царь”: специфика художественного восприятия в переводе Жуковского. Традиции балладного жанра и отход от них в “Лесном царе” Жуковского: лиризация баллады.

Литература:

Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. – Петрозаводск, 1966.

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 379 – 383.

Гете И.В. Разбор и объяснение // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 554 – 556.




Гугнин А.А. Постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 7 – 26.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Уланд Л. О балладе // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 556 – 562.

Цветаева М. Два “Лесных царя” // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 593 – 597.

Грибоедов А.С. О разборе вольного перевода бюргеровой баллады “Ленора” //Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 582 – 590.

Грязнова А.Т. Лесной царь или король ольхи: (О балладе Жуковского “Лесной царь”) // Русский язык в школе, 2001. - № 5.

Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите вопрос о происхождении и истории развития жанра баллады, определите жанровые признаки баллады

2. Выполните анализ “Баллад о Робин Гуде”, баллад П.А.Катенина “Ольга”, В.А.Жуковского “Людмила”, “Лесной царь” сточки зрения жанрового канона, соответствия традициям и отхода от них, авторского стиля; покажите особенности переводных баллад, их отличие от оригинала.

План:

1.Деканонизация жанра романтической баллады. Неканоническая баллада как “образ жанра”.

2.Романтическая коллизия в жанре баллады.

3.“Светлана” Жуковского: трансформация традиционного балладного сюжета и изображение внутренней реальности сознания.

4.Романтическая коллизия в балладе В.А. Жуковского “Эолова арфа”.

5.Жанр баллады в творчестве А.С. Пушкина:

а) “Песнь о вещем Олеге”: традиции балладного жанра. Своеобразие тематики и героя;

б) “Бесы”: лиризация баллады. “Балладный” подтекст стихотворения, его диалогический характер. “Бесы” как “образ жанра”.



Литература:

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 379 – 383.

Бройтман С.Н. “Бесы” Пушкина в свете исторической поэтики // Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. – Кемерово, 1986.

Гугнин А.А. Постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 7 – 26.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.

Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите теоретические вопросы, определите специфику романтической баллады, покажите пути развития этого жанра.

2. Выполните анализ баллад В.А.Жуковского “Светлана”, “Эолова арфа”, А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”, “Бесы” с точки зрения жанрового своеобразия и авторского стиля.

План:

1. Генезис и эволюция жанра поэмы.

2. Романтическая поэма как жанровая модальность: влияние лирических и лиро-эпических жанров на жанр поэмы.

3. Романтическая коллизия, ее типологические черты. Своеобразие центрального персонажа.



4. Лироэпическая поэма Байрона. Сюжетная схема эпической поэмы (потеря – поиск – обретение) и ее трансформация в романтической поэме. Типологические черты байроновского романтического героя, особенности художественного конфликта в поэме “Корсар”. Байрон и развитие русской романтической поэмы.

5. Поэма К.Ф.Рылеева “Войнаровский”: единство типологической модели героя и конфликта. Рылеев и Байрон. Своеобразие образа Мазепы.

6. “Руслан и Людмила” Пушкина: романтическая поэма как жанровая модальность: влияние на архитектонику поэмы жанрового закона дружеского послания.

Литература:

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 370 – 378.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Маймин Е.А. Поэты-декабристы: Гражданский революционный романтизм поэзии Рылеева // Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Главы “Успехи посреди нас поэзии романтической” (Модель романтического конфликта: Рылеев, Козлов, Вельтман и др.); “Могучий освободительный шаг вперед” (Романтическая поэма как жанр)).

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите теоретические вопросы, определите жанровые признаки поэмы, покажите, каковы отличия романтической поэмы, каково влияние западноевропейских образцов жанра поэмы на творчество русских романтиков.

2. Выполните анализ поэм Дж.Г.Байрона “Корсар”, А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”, К.Ф.Рылеева “Войнаровский” с точки зрения жанровой типологии.







Сейчас читают про: