Функции и объекты планирования, принципы его организации

Планирование – основополагающая функция менеджмента, или управления предприятием, реализующая стратегические и тактические цели его развития.

Основной задачей планирования в условиях рыночной экономики является моделирование будущих изменений хозяйственной системы (предприятия) и ее среды с точки зрения некоего желаемого состояния и координации действия всех элементов системы для достижения этого желаемого состояния.

 

Необходимость планирования на предприятии определяется следующими обстоятельствами:

▫ планирование проясняет для менеджеров конечные задачи деятельности организации;

▫ делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

▫ позволяет быстрее адаптироваться при возникновении различного рода проблем;

▫ стимулирует    менеджеров к принятию стратегических решений и их реализации в дальнейшей работе;

▫ улучшает координацию действий в организации;

▫ создает    предпосылки для повышения    квалификации менеджеров;

▫ увеличивает     возможности фирмы в   обеспечении необходимой информацией;

▫ способствует   более    рациональному распределению ресурсов;

▫ создает условия для эффективного контроля в организации.

Принципы планирования

 I. Комплексность планирования. Планирование должно охватывать все предполагаемые сферы деятельности предприятия.

II. Системность планирования: все структурные подразделения должны планировать свою деятельность исходя из общих целей и стратегии организации. При этом их планы должны сливаться в единую систему согласно иерархии подразделений, т.е. любые изменения в планах одного подразделения отражаются на планах смежных подразделений.

III. Непрерывность планирования – процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, с учетом изменений, произошедших во внешней среде, возможностях предприятия.

 IV. Гибкость планирования подразумевает возможность оперативного изменения планов в зависимости от обстоятельств.

V. Принцип участия – в составлении планов должны принимать участие те, кто будет их реально воплощать. Участие в процессе планирования, помимо плановиков, управляющих производственными и сбытовыми подразделениями, обеспечивает более полное соответствие плана реальным условиям хозяйствования.

Методы планирования

 • Увязка имеющихся в наличии ресурсов предприятия и потребности в них при помощи балансов.

• Балансовые соотношения строятся в натуральном и стоимостном выражениях и могут включать материальные, финансовые, трудовые и другие типы балансов.

• Эффективность использования этого метода в значительной степени зависит от качества применяемой на предприятии нормативной базы.

 1.Балансовый метод • На основании анализа достигнутой величины показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. • Применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно – на основе анализа их динамики и связей.

 2. Аналитический метод • Описание нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по определенному критерию. Такими критериями могут быть: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум риска; минимум дополнительных капиталовложений; максимум дохода на вложенный капитал и др. • Вариантные методы особенно характерны для планирования капиталовложений.

3. Вариантный метод (метод оптимизации плановых решений) • Расчет необходимых ресурсов на основании различного рода заранее установленных норм и технико-экономических нормативов (ставки налогов, нормы амортизационных отчислений, технологические нормативы, нормы обслуживания, нормы запасов материалов) • Является наиболее простым и оперативным, но трудоемким при разработке самих нормативов на предприятии.

 4. Нормативный метод • Экономико-математические модели, характеризующие количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами их определяющими.

Этапы планирования:

1. Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия.

•Проводится исследование и анализ основных компонентов внешней и внутренней среды предприятия с целью установления его реального положения и возможностей, а также тенденций изменения внешних факторов. Большое значение при этом имеет наличие достаточного объема достоверной маркетинговой информации о потребностях и возможностях рынка, об имеющихся и потенциальных конкурентах, направлениях развития научно-технического прогресса и др.

 •Кроме того, используются внутренние документы, по которым можно судить о количестве и производительности имеющегося оборудования, квалификации работников и т.д.

•На этом же этапе оцениваются результаты деятельности предприятия за предыдущий период.

2. Определение целей предприятия и методов их достижения.

• Основная задача данного этапа – определение желаемых долгосрочных результатов деятельности предприятия и выбор вневременных стратегических линий его развития, которым будет подчиняться в дальнейшем система планов.

• Стратегическое планирование, выполняемое руководителями высшего звена, связано с формированием концепции и целей предприятия. Определяются и принципы взаимодействия с рынком, и потенциальные потребители, и сегменты рынка, на которых фирма предполагает работать.

• Далее для выработки отдельных функциональных стратегий могут привлекаться и специалисты соответствующих подразделений.

3. Собственно планирование – это последовательное описание способов достижения целей во времени и определение предполагаемых результатов на каждом этапе. Итогом планирования является система планов предприятия.

4. Реализация планов. На этом этапе плановые решения воплощаются в конкретных действиях работников предприятия и определяются фактические показатели деятельности фирмы. Очевидно, что эффективность воплощения планов определяется не только качеством планирования и объективными обстоятельствами, но и эффективностью работы менеджеров.

5. Контроль результатов – определяется величина разрыва между плановыми и фактическими показателями деятельности и анализируются причины расхождений

 

2. Стратегическое планирование

• Ядром системы планов на крупном предприятии является стратегический план, который определяет главные цели и стратегические линии, которым подчинено развитие предприятия, использование и распределение имеющихся ресурсов для достижения этих целей.

• В задачу планирования стратегии входит определение главных направлений в деятельности предприятия на перспективу и разработка мероприятий по обеспечению устойчивости его работы, повышению конкурентоспособности.

• Средний горизонт стратегического планирования на геологических предприятиях обычно составляет 5 лет и более.

• Планирование стратегии – один из видов управленческой деятельности и требует значительных усилий и затрат времени. Эффективность функционирования системы стратегического планирования обусловлена прежде всего постоянным вниманием к нему со стороны высших руководителей.

 

Особенности стратегического планирования

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

2. Сформулированная стратегия используется для сужения сферы поиска плановых решений, т.е., во-первых, чтобы акцентировать внимание на определенных участках или возможностях, и, вовторых, отбросить остальное как несовместимое со стратегией.

3. Необходимость данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемые результаты. 4. При появлении дополнительной информации об альтернативных возможностях первоначальная стратегия может быть пересмотрена (механизм обратной связи).

  «Стратегический план предприятия»

 I. Цели деятельности предприятия (организации).

II. Текущие и долгосрочные задачи.

III. Стратегия предприятия (базовая стратегия и основные стратегические альтернативы).

IV. Функциональные стратегии.

V. Наиболее значимые проекты.

 VI. Планирование неожиданностей (формирование резервных стратегий).

 

Стратегия ограниченного роста

 • Применяется крупными предприятия, работающими в отраслях со стабильной технологией.

• Цели развития устанавливаются "от достигнутого" и корректируются на изменение условий.

• Если положение предприятия устойчиво, то в перспективе его руководство будет придерживаться ранее избранной стратегии, поскольку это самый простой и наименее рискованный образ действий. Стратегия ограниченного роста

Стратегия роста

• Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией.

• Для нее характерно планирование значительного превышения уровня развития предприятия над уровнем предыдущего года. Стратегия роста • Рассматривается предприятиями как последнее средство и выбирается реже всего.

 

Стратегия сокращения

• Для этой стратегии характерно установление целей на уровне более низком, чем достигнутый в прошлом.

 • К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению, и никакие меры не изменяют этой тенденции. Стратегия сокращения

Комбинированная стратегия

• Комбинированной стратегии, как правило, придерживаются крупные компании, активно функционирующие в нескольких отраслях. Комбинированная стратегия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: