Маркетинг в геологических организациях

Маркетинг в геологии в принципе не отличается от общепринятых идей – удовлетворения интересов производителя с учетом нужд потенциальных потребителей.

С этой целью предприятие организует службу и ведет маркетинговую деятельность, направленную на изучение спроса на выполняемые работы и услуги, результаты геологических исследований.

На основе комплексного изучения рынка и запросов потребителей разрабатывается

• научно-техническая

• ассортиментная

 • технологическая

• сбытовая

• ресурсная политика

• определяется оптимальная структура производства и максимально выгодные каналы реализации результатов работ.

В условиях геологического предприятия маркетинг проводится в двух направлениях: по работам для государственных нужд по работам, выполняемым в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности

Основные маркетинговые мероприятия по работам, выполняемым в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности

Размещение информации о тех работах и исследованиях, которые может предложить предприятие заказчикам с тем, чтобы обеспечить устойчивый спрос на геологические и производственные услуги

Анкетирование специалистов добывающих и других предприятий, пользующихся услугами геологических организаций, на основе которого можно сформулировать три группы работ по степени перспективности спроса на них:

• 1) работы, на которые по оценке специалистов спрос будет возрастать;

• 2) работы, на которые спрос не будет снижаться, оставаясь на устойчивом уровне;

• 3) работы, на которые ожидается падение спроса.

При проведении маркетинговых исследований процесс сбора информации, ее систематизации и анализа решаются две основные задачи Оценка конъюнктуры рынка (уровня и номенклатуры спроса на геологические услуги) Выявление потенциальных потребителей геологических услуг (определение конкретных предприятийзаказчиков, номенклатуры и объемов геологических работ, а также возможных цен по их производству)

 1. Оценка количественных параметров рынка (на этом этапе оценивается емкость рынка, степень насыщенности, тенденция изменения емкости и насыщенности на ближайшую перспективу, особенности проектируемой продукции, работ, услуг, исследование тенденций спроса).

2. Сегментирование рынка включает: обоснование сегментов рынка для продукции, работ и услуг предприятия; оценку наиболее перспективных сегментов рынка, оценку характеристик продукции, работ и услуг; опережающий спрос на эти виды продукции, работ и услуг.

3. Определение наиболее перспективных рынков – на этом этапе определяются наиболее перспективные рынки сбыта продукции, работ и услуг; условия транспортировки к ним продукции и ее реализации; оцениваются внешние рынки сбыта.

4. Прогнозирование уровня продаж, объемов заказов на работы и услуги – проектируются виды продукции и объем их реализации на первый год планируемого периода; определяется прогнозируемый рост продаж или реализации продукции на период составления бизнес-плана (3-5 лет); прогнозируются цены на продукцию.

 5. Потенциальные покупатели – определяется круг возможных покупателей продукции, для первого года планируемого периода устанавливаются конкретные покупатели или заказчики, а также размеры заказов.

6. Организация реализации продукции, работ и услуг – производится оценка предприятий, работающих в том же регионе и выполняющих аналогичные виды работ и услуг; анализируются производственные и непроизводственные возможности предприятий-конкурентов с возможностями данного предприятия; исследуются предпочтения потребителей.

Работа с маркетинговой информации, используемой для сегментации рынка включает в себя четыре подсистемы

1. Внутренняя отчетность содержит:

• действующий объем заказов и перспективный на момент составления плана;

• издержки производства, связанные с реализацией горно-геологических заказов;

 • плановые и фактические показатели объемов заказов и объемов их выполнения в отчетном периоде в денежном и натуральном показателях;

• состав, структуру, техническую характеристику календарного времени использования основных производственных фондов;

• материальные запасы и незавершенный объем выполнения продукции, работ, услуг;

• показатели использования труда и заработной платы;

 • показатели финансового состояния предприятия.

2. Внешняя информация включает:

• сведения о потенциальных заказах горно-геологическим предприятиям по направлениям инвестирования;

• цены, сложившиеся на выполнение работ, услуг, продукции горногеологического предприятия; • потенциал рынка и сегменты рынка, доступные для данного предприятия.

3. Маркетинговые исследования – формируется следующая информация:

 • прогнозируемые характеристики рынка сбыта;

• результаты анализа распределения долей рынка между предприятиями аналогичного профиля, проводящими работы в том же регионе, где и данное предприятие;

 • результаты анализа тенденций деловой активности, проявляемой конкурентами, а также производимых ими товаров, работ, услуг;

• результаты изучения, исследования цен на продукцию, работы, услуги горно-геологического предприятия.

 4. Анализ информации производится на основе применения специальных методов (корреляционный, регрессионный, факторный и др.) и имеет целью подготовку окончательных рекомендаций для принятия управленческих решений. По результатам работы этого направления предприятие создает или пополняет банк статистической, маркетинговой информации, а также разрабатывает так называемый банк моделей (модель ценообразования, распределения заказов на продукцию и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: