Проблема определения предмета психологии

Философские и методологические проблемы психологии. Современные направления психологии

Психология как наука имеет долгую предысторию, но короткую историю. Становление и формирование психологии, ее развитие происходило и происходит в тесной связи с историей философии, в контексте философских идей, принципов и понятий.

В течение тысячелетий именно философская мысль ставила и решала психологические проблемы, давала свои ответы на вопросы о сущности человека, о его мышлении, чувствах. И философия, и психология охватывают своим вниманием все сферы жизни человека. Поэтому две науки находятся в постоянном взаимодействии.

Проблема определения предмета психологии

 Слово «психология» впервые появилось лишь в 18 веке в трудах немецкого философа Христиана Вольфа. Оно образовано из двух греческих слов: «psyche» - душа, logos – наука, учение. Таким образом, психология – это наука о душе. Но возникает вопрос о том, что понимать под словом «душа»?

На первом этапе (в античности) психология определялась как наука о душе. Первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. Так, Платон полагал, что душа нематериальна, в то время как Аристотель считал, что душа – функция тела, двигатель, позволяющий живому существу реализовать свой потенциал.

Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Попытки объяснения души, становление и развитие научных взглядов на сущность психики связаны с решением основного вопроса философии: соотношением материи и сознания. От Аристотеля и Платона берут истоки два философских направления: идеалистическое и материалистическое. Идеалистическая философия рассматривает существование особого духовного начала, независимого от материи, психическая деятельность понимается как проявление бесплотной и бессмертной души. Представления о человеке, состоящем из нематериальной души, управляющей материальным организмом, - это дуалистическая концепция (от лат dua - два). Представления философов-материалистов основываются на том, что восприятия, мысли, чувства человека являются результатом жизнедеятельности нервных клеток головного мозга, который представляет собой дну из составных частей организма – это монистическая концепция души (mono - один).

На втором этапе (с 17 века) предметом психологического познания становится сознание. Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. К достижениям данного этапа можно отнести следующие. Р. Декартом были определены понятия рефлекса и сознания; Дж. Локк, предложив атомистический анализ сознания, показал, что психические явления могут быть доведены до первичных. Г. Гоббс и Д. Гартли выдвинули детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики. Авторами идеи социального опосредования психики явились П. Гольбах и К. Гельвеций.

В середине 19 в. Психология складывается как научная дисциплина, которая приобретает экспериментальный характер. Первой лабораторией экспериментальной психологии была лаборатория Вильгельма Вундта при Лейпцигском университете (1878). Уникальным предметом психологии, согласно Вундту, становится непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вскоре подобная лаборатория была организована в России И.М. Сеченовым. В становлении психологии как науки значительную роль сыграло создание бельгийским математиком А. Кетле математической статистики, которая стала математическим аппаратом психологии.

Однако в начале 20 века наблюдается кризис интроспективной психологии: она не могла разрабатывать средства, позволяющие контролировать поведение человека, повышать производительность труда, определять профессиональные способности. Попытки преодолеть возникший кризис привели к тому, что появились различные школы психологии, которые давали разные определения её предмета.

Одним из направлений выхода из кризиса стала глубинная психология, которая берёт начало в психоанализе З. Фрейда. Она сохранила метод интроспекции, применив его к исследованию неосознаваемых явлений. Согласно взглядам Фрейда, сфера психического включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. Причины личностных проблем З.Фрейд искал в раннем опыте человека.

Под влиянием идей И.П. Павлова французский психолог Пьерон разрабатывает объективную психологию, выдвигая тезис о том, что живые существа имеют два фундаментальные свойства: способность ощущать и способность действовать, контактировать с окружающей средой. В соответствии с этим психика и действие неотделимы друг от друга, следовательно, психику можно изучать объективными методами.

На третьем этапе появление и развитие бихевиоризма. Психология стала изучать то, что доступно непосредственному наблюдению. Исходя из этого предметом бихевиоризма, или "поведенческой психологии", явилось поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт "испытуемого", можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов.

На четвёртом, современном этапе предметом, так называемой рефлективной («марксистской») психологии (основанной на принципе детерминизма и теории отражения) становится психика – особая внутренняя реальность, субъективное отражение объективного мира. Отметим, что отражением называется способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и сохранять элементы структуры воздействующего объекта.

Благодаря психическому отражению обеспечиваются многообразные связи организма со средой. Присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью называется поведением.

Наиболее популярной в настоящее время школой является когнитивная психология. Предметом психологии в ней считаются процессы переработки человеком информации и реализация поведения на базе когнитивных процессов. Начало когнитивной психологии положила генетическая психология. Пиаже и гештальтпсихология (развивалась с 30-х годов ХХ века).

Если обобщить все существующие взгляды на предмет психологии, то можно прийти к выводу о том, что предметом психологии является психика человека и животных, основные законы её формирования и функционирования.

 

2. Проблема существования психологии на стыке наук о природе и наук о духе, соответственно развитие психологии по двум образцам — естественной или гуманитарной науки, откуда рождалось все многообразие психологий.

В первом случае реализуется стремление, как можно более полно использовать методологию естественных наук, все богатство методов и принципов теоретических и эмпирических построений. Это представлено в бихевиоризме, гештальтпсихологии, экспериментальной психологии В. Вундга, «теории поля» К. Левина, когнитивной психологии.

Во втором случае — это описательная, понимающая психология В. Дильтея, гуманистическая психология (В. Франкл, К. Роджер, А. Маслоу и др.). Наконец, широко известны концепции, в которых авторы стремились к определенному синтезу этих подходов или их дополнительности — прежде всего это учение 3. Фрейда, К.Г. Юнга, а также культурно-историческая программа Л. С. Выготского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: