Тема 4. «Основы ораторского мастерства»

1. Понятие «ораторское мастерство». Состоит из нескольких составляющих – 1. искусство убеждения (традиция такого понимания восходит к античности); 2. наука о красноречии (такое понимание было характерно для России); 3. учебная дисциплина, изучающая основы ораторского мастерства

2. Понятие «оратор». Оно произошло от лат.orare – говорить. Это человек - обладающий даром произносить речи и публично их произносящий. Типы ораторов – 1. Логически рассуждающие; 2. воздействующие эмоционально (примеры из д\з).

3.Оратор и аудитория. Основное понятие – контакт (заветная мечта любого оратора). Он может быть полный и неполный

4. Приемы управления аудиторией (из книги Сергеича «искусство речи на суде»):

1. Неожиданный вопрос к слушателям

2. Тайна занимательность («Мы вернемся к этому позже»)

3. Вопросно-ответный ход

4. Приемы сопереживания

5. Прием соучастия

6. Обращение к речи предыдущего оратора (актуален в речи защитника, который часто аппелирует к речи обвинителя)

7. Обращение к аудитории

8. Голосовые приемы (умение воздействовать на публику «игрой» голоса, тембра, дикции)

9. Жесты (умеренное использование жестикуляции, наличие у каждого оратора своих индивидуальных жестов)

5. Подготовка к выступлению

1. Систематическое самообразование (приобретение новых знаний, умений и навыков в области ораторского мастерства)

2. Анализ всех выступлений

3. Выбор темы, определение целевой установки

4. Подбор материала (документы, статьи, умение работать с книгами)

5. Изучение и анализ материала

6. Разработка плана выступления – а. предварительный план; б. рабочий план; 3. основной план

7. Работа над композицией выступления. Принципы построения – 1. принцип последовательности; 2. принцип усиления; 3. органического единства; 4. принцип экономии.

8. Написание текста выступления

9. Репетиция

6. Структура выступления

 1. Вступление

 2. Главная часть

 3. Заключение

Вопросы для самоконтроля

1. Какие речи были основными в Древней Греции?

2. Кто первым классифицировал речи?

3. Чьей классификации речей мы придерживаемся?

4. Какой принцип лежит в основе классификации Апресяна?

5. Дайте определение понятий вид и род в ораторском искусстве?

6. Назовите основные роды речей?

7. Назовите особенности и виды социально-политического красноречия?

8. Назовите особенности и виды академического красноречия?

9. Назовите особенности и виды судебного красноречия?

10. Назовите особенности и виды социально-бытового красноречия?

11. Назовите особенности и виды богословско-церковное красноречия?

12. Какое мастерство называется ораторским?

13. Кто такой оратор?

14. Какие существуют типы ораторов?

15. Перечислите приемы воздействия на аудиторию?

16. Из каких частей состоит подготовка к публичному выступлению?

17. Особенности структуры публичного выступления?

Лекция № 3

Тема 5. Речевая культура юриста

Требования к речи

Речь – своеобразный паспорт человека. От степени владения норами и богатства языка зависит насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное влияние на слушателей. Человек владеет речью, если может говорить доходчиво, логично и убедительно.

Культура реч и – умение использовать в конкретном случае такие языковые средства, которые позволяют обеспечивать наибольший эффект в достижении поставленной коммуникативной задачи.   .

Юрист – правовед, разъясняющий гражданам их правовые нормы, поэтому он должен быть, в первую очередь, мастером слова, знать, уметь и охранять нормы языка.

Юридическое общение отличается от иного, прежде всего, множеством готовых стандартных выражений, «юридических формул», клише: рассмотрев материалы дела, вменить в вину, заключить сделку, возместить ущерб, в установленном законом порядке, положения настоящего договора, из хулиганских побуждений и др.  

Речь имеет две формы: устную и письменную. Письменная речь используется, как правило, в официальных ситуациях и требует, в первую очередь, обдумывания каждого слова и строгого соблюдения норм литературного языка.

Для юриста не менее важно знать нормы устных публичных выступлений. Она требует от оратора использования всего богатства словаря языка, художественной выразительности речи, владения собственным голосом, блестящей дикции, умелого использования жестов, знания основ психологии, так как он обращается к живым людям, к аудитории.

Вопрос культуры устных выступлений актуален на суде, особенно, если судебные слушания проходят при участии присяжных. Мастер слова сможет передать психическое состояние подсудимого, сумеет вызвать у судей сочувствие или негативное отношение к нему. Судебная речь должна убедить судей и присяжных в правильности позиции оратора.

Для этого она должна быть ясной. Ясность достигается глубоким знанием материала, четким построением речи, композицией, логичностью изложения и убедительностью аргументов. Изложение должно быть доступной для восприятия.

Ясность предполагает точность речи. Она строится на соотношении речи и действительности, речи и мышления, это понятийная, смысловая точность. Она определяется – знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова. Точность достигается использованием юридических терминов и клише, выбором синонимов. Например, возбудить уголовное дело, а не начать; применить меря пресечения, а не принять.  

Довольно часто путают паронимы - предоставить – представить, завышенные - повышенные, вина - виновность, криминальный –криминогенный, апробировать - опробовать.

Использование «сорных слов», не несущих никакой информативной ценности, но заполняющих «пустоты» также «засоряют» речь – как бы, значит, же есть, в общем-то, так сказать, так и др.

Важным качеством выступления является уместность в речи, то есть соотнесенность языковых средств с целями, содержанием речи, умение построить речь сообразно с темой, задачами, временем и местом выступления. Например- килОметр и киломЕтр. На заседании Академии наук – киломЕтр, на заводе, где-нибудь в глубинке – килОметр.

Уместная речь обладает следующими признаками: 1. точный выбор языковых средств. Например, очень тяжелые повреждения вм. Тяжкие телесные повреждения. 2. соответствие языковых средств обстановке. Например – в один прекрасный день девушка зарезала свою мать. 3. соответствие используемых языковых средств официальной обстановке и положению выступающего.

Уместность предполагает чистую речь. Эта речь, в которой нет просторечных и диалектных слов (балдеть, облом, прикинь и др.), устойчивых современных словосочетаний (лицо кавказской национальности, крыша поехала, встать на уши и др.), «заполнителей речи» (а-а-а-а, м-м-м-м. и др).

     Одно из основных качеств речи ее правильность, соблюдение общепринятых норм литературного языка. Языковые нормы – регламентированные и принятые в обществе варианты произношения, словоупотребления, правописания, словообразования. Нормы характеризуются устойчивостью и обязательностью. Важно соблюдение лексических (словоупотребления), орфоэпических (произносительных), акцентологических (ударения), грамматических, стилистических норм.

Выразительность речи

Правильная грамотная речь должна воздействовать на слушателей, ибо преследует определенные цели. Это воздействие создается с помощью выразительности. Она состоит из двух составляющих – эмоциональность и экспрессивность. Эмоции должны вызывать сам предмет речи. Экспрессивность создается с помощью изобразительно-выразительных средств.

Красивый образный язык был нормой публичных выступлений дореволюционной России. Их простой и «нервный» язык образно передавал состояние подсудимого, картину преступления, давал эмоциональную оценку совершенного.

    В речи современных ораторов не встретишь этой красоты. Для них характерна стандартность, использование шаблонных словосочетаний и выражений, большой процент использования юридических клише. Такая речь не может воздействовать на слушателей и на участников судебного процесса.

     На сегодняшний день, особенно после введения института присяжных, возникла необходимость использования в речи экспрессивности и эмоциональности для большего воздействия на публику, достижения поставленной коммуникативной задачи.

Однако, не стоит слишком увлекаться. Известные ораторы еще времен античности призывали мастеров публичных выступлений держаться «золотой середины» - избегать излишней чувствительности и сухого изложения. Это так называемый «умеренный стиль красноречия».

С помощью чего достигается это воздействие? Как создаются образные и убедительные речи?

 С помощью средств эмоционального воздействия.

    К таким средствам, прежде всего, относятся – тропы, риторические фигуры, стилистические и риторические приемы.

    Троп – перенос. Каждое слово имеет прямое значение, называет один определенный предмет. Но, кроме этого, большое количество слов имеют и второе, переносное, дополнительное значение. Именно это значение породила такие средства эмоционального воздействия как тропы.

    Среди них можно выделить такие как метафора, метонимия, эпитеты.

Метафора – перенос значения по сходству. Метафоричность в публичных выступлениях создается использованием фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок. Они позволяют в образной и краткой форме выразить суть высказывания. В выступлении они помогают развить тему, раскрыть положения. Но основная их роль – заключительный аккорд, или обобщение речи. Метонимия – перенос значения по смежности. Эпитеты – художественные определения. Они обогащают содержание речи. Ирония – употребление слова прямо в противоположном значении. За внешней положительной оценкой скрывается острая, тонкая насмешка.  

    Риторические фигуры – средства стилистического воздействия.

Сравнение – сопоставление предметов, явлений при наличии общего признака. Сравнения уместны в выступлениях, если они необычны и запоминаемы.

Антитеза – противопоставление. Она строится с помощью антонимов.

Градация – стилистическое средство, состоящее из двух и более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности действия или качества.

Риторический вопрос – вопросительное предложение, имеющее значение эмоционально усиленного утверждения или отрицания. Они в публичных выступлениях несут еще и добавочное значение оценки или вывода. Они используются при психологическом анализе подсудимого.

    Однако, используя все эти средства, оратор не должен забывать, что они не спасут содержательно бедную, неподготовленную, бездоказательную речь.

    Как основные требования к использованию изобразительно- выразительных средств можно выделить такие как 1. свои доводы облекайте в простую и четкую форму; 2. удерживайте внимание присяжных; 3. рисуйте словесные картины; 4. не увлекайтесь юридическим языком.

О психологии в речи

    Для дореволюционной России в выступлениях судебных ораторов большое место отводилось психологическому анализу личности подсудимого отводимого, выяснению его психического состояния перед совершением, в момент совершения или после совершения преступления отводилось большое место. С помощью изобразительно-выразительных средств, таких как создание «эффекта настоящего» (рассказ о картине преступления с использованием глаголов наст вр. вместо глаголов прош. вр.), создавались психологические зарисовки, задачей которых была одна – стремление понять человека. Настоящее психологическое выступление заключается в умении просто, наглядно и правдиво рассказать о подсудимом как о самом обыкновенном человеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: