Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете понятия речь и культура речи?

2. Перечислите особенности юридического общения?

3. Какие формы имеет речь?

4. Какая речь называется ясной?

5. Как вы понимаете понятие точность речи?

6. Что такое уместность в речи?

7. Какую речь мы можем назвать чистой и правильной?

8. Какова основная цель любого публичного выступления?

9. С помощью чего создается воздействие речи на слушателей?

10. Из чего состоит выразительность речи?

11. Что вызывает эмоции?

12. Как создается экспрессивность речи?

13. Какой стиль речи мы называем умеренным стилем красноречия?

14. Какие средства выразительности называются тропами?

15. Как создается метафоричность в речи?

16. Для чего используются эпитеты?

17. Как называются средства стилистического воздействия?

18. Чем отличаются сравнение и антитеза?

19. Перечислите основные требования к использованию изобразительно-выразительных средств?

 

Лекция № 4

Тема 6. Судебное ораторское искусство

Особенности судебной речи

Судебные речи тесно связаны с гражданским и уголовным процессом. В отличие от иных видов публичных выступлений они строго регламентированы законом.

По своему назначению судебные речи можно классифицировать на три основных вида: 1. Судебные речи при производстве по гражданскому делу. 2. Судебные речи при производстве по уголовному делу. 3. Публичные выступления, связанные с правовым воспитанием граждан.

Целью судебной речи является стремление убедить слушателей, доказать правильность и обоснованность своих выводов и предложений. Поэтому весьма важно правильно построить свою речь, соблюсти логические законы. Логичность - неотъемлемое качество судебной речи. Логичность речи требует так излагать свои мысли и предложения, чтобы они были понятны и судьям, и участникам судебного разбирательства, и всем присутствующим в зале судебного заседания. По этому поводу П. Сергеич писал: "Говорите не так, чтобы Вас могли понять, а так, чтобы Вас не могли не понять".

Чтобы речь была логичной, необходимо соблюдать законы логики. Логические законы - это законы правильного мышления, отображение в мозгу человека связей и закономерностей объективного мира. Основными являются:

1. Закон тождества требует, чтобы каждая мысль в процессе рассуждения сохраняла одно и то же содержание независимо от того, сколько раз она повторяется в речи.

2. Закон противоречия устанавливает, что две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными.

3. Закон исключенного третьего гласит, что из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое - ложным, а третьего не дано.

4. Закон достаточного основания утверждает, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых подтверждена практикой человека.

А эти законы определяютметоды построения речи. Важнейшими из них являются: индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический, пространственный.

1. Индуктивный метод строится на движении мысли от частного к общему, от анализа единичных фактов к обобщению. В судебных речах этот метод широко применяется тогда, когда на основе анализа отдельных доказательств по уголовному делу приходят к определенному выводу по исследуемому судом событию.

2. Дедуктивный метод - это такой способ изложения материала, когда от общих положений и законов осуществляется переход к менее общим положениям и законам.

3. Метод аналогии заключается в сравнении каких-либо наиболее существенных свойств тех или иных явлений между собой. Показывая правильность одного положения, мы доказываем возможность применения этого правила в сходной ситуации.

4. При концентрическом методе все рассуждения оратора строятся вокруг единой проблемы, являющейся главной. Этот метод широко применяется в речах государственных обвинителей и в речах защитников.

5. Ступенчатый метод применяется, если имеется возможность изложить исследуемую проблему, переходя от одной ступени к другой.

Например, государственный обвинитель может дать анализ доказательств, изобличающих подсудимого в подготовке к совершению преступления, затем он может проанализировать доказательства, дающие возможность оценить последствия его преступных действий.

6. Исторический (или хронологический) метод построен на раскрытии события в его последовательности и позволяет проанализировать, как именно то или иное событие развивалось.

7. Пространственный метод позволяет передать исследуемые события в их динамике и наиболее приемлем для показа роли в совершении групповых действий.

Характеристика судебной аудитории

Аудитория, в которой судебный оратор должен выступать, очень разнородна по составу и функциональным ролям. В нее входят следующие группы: 1. профессиональные участники процесса. 2. присяжные заседатели. 3. представители общественности. 4. иные участники процесса. 5. родственники, близкие, друзья подсудимого и потерпевшего.

Такой состав усложняет задачу оратора, обязывает его продумывать свое выступление. Его речь с одной стороны должна быть достаточно профессиональной, с другой - понятной даже самому неискушенному слушателю. СМ. высказывание Сергеича.

Следует отметить, что все присутствующие в зале заседания представляют собой два противоположных лагеря – обвинения и защиты. И каждая сторона стремиться добиться желаемого результата. Поэтому нередко зал суда называют полем битвы за умы. Важной особенностью судебной аудитории является повышенная эмоциональная напряженность. Ведь на суде сталкиваются, переплетаются горе и радость, правда и ложь, любовь и ненависть. Особой эксцентричностью отличаются родственники потерпевших и обвиняемых. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: