Методические рекомендации по проведению родительского собрания «Безопасный дом» (1-6 классы)

Пояснительная записка

Один из важнейших вопросов, который рано или поздно приходится решать всем родителям без исключения – обеспечение безопасности ребенка. Причем речь здесь идет не о том, чтобы оберегать малыша денно и нощно, ликвидировать все потенциальные опасности на его пути и подстелить соломки везде, где он может упасть. А о том, чтобы помочь ребенку самому организовывать собственное безопасное существование. Как и любой другой образовательно-воспитательный процесс, воспитание безопасности включает в себя определенные знания, умения и навыки. Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы.

* Собрание целесообразнее проводить перед очередными школьными каникулами.

Цели родительского собрания:

¾ актуализировать вопрос ответственного поведение родителей в области обучения детей безопасному поведению;

¾ объединить усилия семьи и образовательной организации в формировании у детей ответственного отношения к личной безопасности, к обеспечению безопасной жизнедеятельности;

Форма проведения: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.

Участники: педагоги (преподаватель ОБЖ, педагог-психолог, социальный педагог), родители (законные представители).

Подготовительный этап: педагог изучает литературу по проблеме, готовит памятки для родителей, презентацию по теме.

Оборудование, оформление:

¾ выставка литературы по проблеме собрания;

¾ интерактивная презентация;

¾ наглядные материалы по обучению различным аспектам безопасного поведения;

¾ памятки для родителей.

ПЛАН:

1) вопросы обучения ребенка безопасному поведению;

2) ситуативный практикум и обмен опытом семейного воспитания;

3) подведение итогов собрания.

Ход собрания

Современная жизнь связана с необходимостью обеспечения безопасной жизнедеятельности и требует обучения не только детей, но и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Сегодня вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны.

Одна из основных задач в работе образовательного учреждения — охрана жизни и здоровья детей. Идея, лежащая в основе формирования у детей навыков безопасного поведения в природе и социуме, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством ответственного поведения родителей.

Проблема детской безопасности интернациональна и актуальна для всех слоёв населения. Но за повседневными заботами родители часто забывают, что несут ответственность за безопасность своих детей. Пренебрегают элементарными базовыми правилами, забывают заниматься обучением своих детей, пренебрежительно относятся к построению самой системы безопасности вокруг них, а иногда жалеют на это средства и время.

В словаре русского языка С.И.Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности.

Перечень названий, терминов возможных опасностей насчитывает более 150 наименований и при этом не считается полной.

Источниками опасностей являются природные процессы и явления, техногенная среда и человеческие действия.

Для того чтобы, родители, оценили свое отношение к вопросам безопасности, предлагаем ответить на ряд вопросов. Мысленно ставьте себе 1 балл за каждый ответ «Да».

1. Всегда ли вы соблюдаете правила безопасного движения транспортных средств? И даже тогда, когда вы знаете, что вас никто не видит?

2. Проверяете ли вы сами и научили ли детей, уходя из дома, проверять, выключены ли электроприборы, газ, вода?

3. Научили ли вы детей правилам пользования электроприборами, газовой плитой и другой бытовой техникой? Знаете ли вы и научили ли ребенка правилам безопасного пользования Интернетом?

4. Знает ли ваш ребенок номера телефонов экстренных служб?

5. Вы не совершите в присутствии ребенка необдуманный поступок, например, искупаетесь в незнакомом водоеме, прогуляетесь по тонкому льду и т. п.?

6. Вы знаете, как и с кем, ваш ребенок проводит свободное время?

7. Проинструктировали ли вы своего ребенка, как он должен себя вести в случае экстремальных ситуаций, например, к нему подошел и зовет с собой незнакомый человек или он почувствовал запах дыма в квартире?

За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл.

Если вы набрали менее 7 баллов, то ответственным Ваше отношение к жизненно важным вопросам назвать нельзя.

К сожалению, зачастую родители сами демонстрируют отсутствие культуры поведения в быту и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Но такой метод не дает эффекта. Только терпение и настойчивость являются эффективными средствами, которыми необходимо запастись всем взрослым ради спасения жизни и здоровья своего ребёнка.

Все мы - педагоги и родители - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?». Давайте вместе постараемся найти ответ на него.

Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.

Как вы сами думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей? (Ответы родителей).

Обобщая все полученные ответы можно сделать вывод, что:

¾ во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения;

¾ во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, на природе, в транспорте, на дороге;

¾ и, конечно же, развить у школьников самостоятельность и ответственность.

Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы вы, как родители, осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если сами не всегда этому следуете. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого в быту приводит к таким же явлениям и у детей.

Целью, как образовательной организации, так и родителей в области безопасности является создание условий для обеспечения безопасности детей путем повышения безопасности жизнедеятельности. В комплексную безопасность, которую необходимо обеспечить входят:

¾ Пожарная безопасность.

¾ Электробезопасность.

¾ Профилактика наркомании и токсикомании.

¾ Гражданская оборона.

¾ Антитеррористическая защищенность.

¾ Психологическая безопасность.

¾ Профилактика правонарушений.

¾ Первая медицинская помощь.

¾ Физическая охрана.

¾ Охрана труда и техника безопасности.

В рамках одного родительского собрания мы не сможем подробно обсудить способы и методы обучения тем или иным правилам безопасной жизнедеятельности. Но мы обозначим основные проблемные ситуации, дадим рекомендации, которые помогут вам научить детей не теряться в экстремальных ситуациях, выбрать правильную с точки зрения безопасности модель поведения.

Окружающее пространство человека можно разделить на открытое (река, улица, поле и т.д.) и замкнутое (закрытое помещение, подвал, закрытая комната и т.д.)

В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, пытаться сам выйти из ситуации или предпринять действия по самоспасению.

В замкнутом пространстве у ребенка остается два поведения: звать на помощь или самому предпринять меры по спасению.

Обращение за помощью – первый вариант поведения ребенка в экстремальной ситуации. Дети должны понять и запомнить, к кому они могут обратиться в чрезвычайной ситуации, конечно, в большинстве случаев это будет взрослый. С детьми необходимо отрабатывать модели поведения в различных ситуациях: потерялся в магазине – обратись к продавцу, кассиру или представителю охраны, заблудился в городе – обратись к милиционеру. Если возник пожар – позвони в службу 01. Второй вариант поведения – постарайся избежать продолжения опасной ситуации: встретил незнакомого человека в подъезде – выйди из подъезда.

Важно, чтобы дети не только знали номера телефонов экстренных служб, но и умели правильно вызвать такую службу, то есть, что в какой последовательности назвать. Например, если вызывается пожарная служба, ребенок должен сообщить, что горит, адрес, номер подъезда, код подъезда, фамилию, телефон.

На видном месте в квартире должны быть также рабочие телефоны родителей, соседей, родственников, то есть людей, к которым ребенок может обратиться в случае чрезвычайной ситуации.

Объяснить ребенку, кому он имеет право открывать дверь, если дома находится один. Как себя вести, если в дверь звонит незнакомый человек, где в квартире перекрывается вода, если авария водопровода случается в квартире, где выключается газ, электричество.

Ощущение страха, паника часто не позволяет взрослым, а детям особенно, принять правильное решение, т.е. определить конкретные действия, ориентированные на сохранение собственного здоровья, их последовательность порядок.

Мы предлагаем вам обсудить проблемные ситуации в микрогруппах. Ваша задача – осознать, что подобное может случиться и в вашей семье, никто не застрахован от экстремальных ситуаций. Необходимо понять самим и сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.

(Предлагаются ситуации для анализа в микрогруппах)

Ситуация № 1. Анна сидела на диване и читала журнал, когда обе лампочки, почему-то, начали время от времени мигать. Затем, ярко вспыхнув, разом погасли. Почувствовав к тому же незнакомый запах, она заподозрила неладное и испугалась. В квартире что-то горело.

В соседней комнате Анна увидела дымящийся телевизор. Огня не было. Такое случилось впервые. От неожиданности девочка стояла, бездумно и заворожено глядя на густой дым, не решаясь сразу вызвать пожарных.

Но через несколько секунд ей стало жаль терять свой телевизор. Надо же что-то делать! Она кинулась за водой, схватила на кухне чайник, вернулась в комнату. И вдруг вспомнила прочитанные недавно в какой-то газете правила поведения во время пожара. «Нужно обесточить его, выключить из сети», — пришла в голову здравая мысль. Однако и после этого прибор продолжал дымиться. «Кроме того, при горении следует немедленно и любым способом ограничить доступ воздуха», — сообразила она и накинула на него старое пальто.

Дым вскоре прекратился, и только неприятный запах гари все еще распространялся по квартире. Опасность миновала. «Умница, сама справилась», — похвалила себя Анна. Ремонт телевизора обошелся недорого.

Ситуация № 2. Эту собаку, похожую на плюшевую игрушку, хотелось потрогать, потеребить за уши: «Разве такое чудо может причинить кому-то вред?»- подумали сидящие на лавочке старушки и мамаши, гуляющие со своими детьми. Они не обратили внимания на то, что, несмотря на милейший вид, животное имеет огромные размеры, гуляет вдали от хозяина, без намордника и поводка, да еще и в том месте, где играют дети. Ребятишки, что посмелей, подбежали к собаке и хотели ее погладить. Сначала поведение животного ни у кого не вызывало опасения. Затем пес внезапно заволновался, принял угрожающий вид, оскалил пасть и зарычал. Дети завизжали от удовольствия. «Это он так с вами играет!» — крикнул хозяин пса издалека.

Один из малышей помахал перед собакой лопаткой, видимо, приглашая ее поиграть с ним. Но для «милого плюшевого создания» это был жест угрозы и сигнал к действию. Собака мгновенно набросилась на маленького человечка...

Возвращение к жизни для малыша было долгим и мучительным.

Итак, первая предложенная ситуация была связана с пожаром в квартире.

Обозначим основные причины пожаров в быту:

¾ неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи;

¾ неисправность электропроводки;

¾ использование импортных электробытовых приборов, теле-, видео- и аудио-техники, не адаптированных к отечественной электросети;

¾ проведение электрогазосварочных работ при ремонтных работах в квартирах;

¾ детская шалость с огнем;

¾ деятельность коммерческих структур, размещающих свои взрывопожароопасные производства в жилых домах, и др.

Как же необходимо действовать при возникновении пожара?

При первых признаках пожара (запах дыма, отблески пламени и т.п.)

¾ сообщите о пожаре в пожарную часть по телефону 01;

¾ отправьте на улицу престарелых и детей;

¾ для защиты органов дыхания от отравления дымом и продуктами горения используйте ватно-марлевую повязку, полотенце, кусок плотной ткани, обильно смоченные водой;

¾ приступайте к тушению пожара водой из крана на кухне, ванной или внутренних пожарных кранов; используйте также плотную мокрую ткань, мешковину, брезент и т.д. Берегитесь поражения электротоком. При опасности поражения электрическим током отключите автомат в щитке на лестничной площадке;

¾ струю воды направляйте на очаги наиболее сильного горения, время от времени меняя направление струи, чтобы предупредить распространение огня. Не следует лить воду по дыму или на верхнюю часть пламени;

¾ при тушении горящей мебели распределяйте воду по возможно большей поверхности;

¾ горючие жидкости тушить водой нельзя. Для их тушения пользуйтесь огнетушителем, а если его нет - накройте горящее пятно смоченной в воде плотной тяжелой тканью;

¾ горящую электропроводку под током тушите углекислотным (порошковым) огнетушителем;

¾ при пожаре не открывайте окна и двери: поток воздуха способствует распространению огня.

Самостоятельное тушение пожара производите только в том случае, если очаг пожара носит локальный и простой характер, вы уверены в успехе и отсутствует угроза вашей жизни. В противном случае покиньте квартиру, закрыв за собой дверь, если ликвидировать пожар своими силами не удалось.

Немедленно сообщите об обстановке соседям и жильцам квартир этажом выше и ниже.

Если из-за высокой температуры выйти из квартиры через лестничную площадку невозможно, попытайтесь ползком (температура у пола значительно ниже) выбраться на балкон, закрыть за собой дверь и позвать на помощь прохожих.

Обязательно встретьте пожарных и укажите место пожара.

Нередко бывают ситуации, когда при возникновении пожара ребенок оказывается один в квартире.

Ребенок младшего школьного возраста чаще всего пытается спрятаться от пожара тут же в квартире. Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.

Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.

Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.

Важно, чтобы ребенок понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.

Родителям нужно научить своего ребенка тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Итак, научить детей действиям при пожаре - обязанность каждого родителя.

Втора ситуация, которая была предложена вам для обсуждения – нападение собаки на ребенка.

Существует стереотип: собака – друг человека. Собака живет, чтобы служить, оберегать и защищать своих хозяев, взрослых или маленьких. Но когда ситуация превращается в абсолютно противоположную, четвероногое животное превращается в нападающего. Взрослый не даст себя в обиду, сумеет отбиться. А ребенок сможет защититься при нападении собаки?

Признаки возможного нападения можно распознать заранее. Не думайте, что какие-то породы больше склонны к нападению, чем другие. Укусить могут собаки любой породы. Правила безопасности заключаются, прежде всего, в том, чтобы сильно не приближаться к собаке, даже если она сидит на цепи.

Если собака гуляет с хозяином, надо всегда спрашивать разрешения, прежде чем погладить ее, а затем дать сначала понюхать свои руки. Кроме того, погладить лучше шею, а не голову, так как многие собаки не любят, когда прикасаются к голове. Скажите своих детям, что нельзя делать резких движений около собаки, так как это может вызвать агрессию.

Внушите ребенку, что когда собака несется прямо на него и убегать поздно, надо замереть на месте, стоя абсолютно прямо, ноги вместе. Можно согнуть руки, чтобы кулаки были на шее, а локти на груди. Нельзя смотреть на собаку, так как практически все собаки воспринимают прямой зрительный контакт как вызов.

Объясните, что если собака далеко, то, естественно, лучше вовремя убежать, но нельзя забывать, что собака бежит гораздо быстрее человека и может его настигнуть. А бегство она воспринимает, как сигнал к преследованию. Кстати, это не означает, что собака обязательно укусит. Она может просто понюхать и уйти. Расскажите детям, что сразу после этого надо на минуту-другую оставаться на месте, и только потом медленно отступать.

Что делать, если собака явно очень опасна и агрессивна? В случае нападения набросить что-либо на морду – куртку, школьный рюкзак или развернуть перед собакой велосипед. Это не позволит собаке сильно укусить.

Если собака очень большая и сбила с ног, то надо сразу же постараться принять такую позу: лицо вниз, ноги вместе, кулаками закрыть заднюю часть шеи так, чтобы руки защищали уши. Лучше постараться свернуться клубком, то есть подогнуть колени, обязательно лицом вниз. Эта позиция защищает жизненно важные области. Потренируйтесь дома вместе с ребенком, это может спасти жизнь в чрезвычайной ситуации.

Конечно, излишне не надо пугать детей собаками, но обсудить правильное поведение в любом случае необходимо. Особенно, если дети много ездят на велосипедах, отдыхают в сельской местности, на даче и т.д.

Собаки в нашей повседневной жизни встречаются очень часто. И мы не можем быть уверены в доброте каждой «псины», которая попадается ребенку на пути. И мы не можем быть рядом абсолютно все-то время, пока малыши гуляют, будь то на улице, во время прогулки в парке, когда ребенок катается на велосипеде или на роликах. Знакомая и самая добрая из всех собак однажды неожиданно может проявить агрессию из-за десятка причин. И нельзя точно сказать, в какое время года детям больше пригодятся знания, как защититься при нападении собаки. Это один из видов безопасного поведения, когда взрослых нет рядом.

Мы обсудили непростые ситуации. Надеюсь, что и свой и чужой опыт помогут Вам справиться в случае возникновения подобных случаев. И не забудьте рассказать об этом своим детям и так же как мы сейчас с вами, обсудить модель безопасного поведения.

Итак, главный вывод сегодняшнего мероприятия - если Вы хотите максимально обезопасить ребенка, то Ваша главная задача в этом случае – выработать у него привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.

Не забудьте взять памятки, которые были разработаны специально для того, что бы помочь вам обучить ребенка безопасному поведению.

 

ПАМЯТКИ РОДИТЕЛЯМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: