Классный час: «Азбука питания. Зачем мы едим?»

(1-4 классы)

(автор - составитель: Зеленикина Н.Г., педагог-психолог ГКУ «ЦПРК»)

Цель: формирование принципов полезного и здорового питания; ответственного отношения учащихся к своему здоровью.

Участники: обучающиеся начальной школы.

Материалы: проектор (для выведения заранее подготовленной презентации), 4 флипчарта (листы ватмана) с рисунком стола, клей, изобразительные средства (цветные карандаши, краски, фломастеры).

Введение в тему

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в страну «Здорового питания», познакомиться с продуктами полезными и вредными для здоровья, узнать много интересного и полезного, а самое главное -научиться выполнять правило: «Нужно есть, то, что требуется моему организму, а не то, что хочу есть я».

«Мельница живёт водою, а человек - едою»

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ещё древнегреческий философ Сократ сказал:

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».

«Человек похож на ту пищу, которую он ест».

Как вы понимаете высказывания Сократа?

Здоровье – это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы. Когда мы здоровые, тогда мы хорошо выглядим, полны энергии, бодры, занимаемся любимыми делами, общаемся с друзьями. Между здоровьем человека и тем, что он ест, можно увидеть прямую связь. Очень важно выбирать, чем и как питаться, чтобы быть здоровыми, энергичными, красивыми и веселыми. Правильное питание – это важная составляющая долгой и здоровой жизни. И чтобы быть здоровым нужно уметь правильно и здорОво питаться.

Беседа о вредных продуктах питания.

Еда бывает вкусной и полезной, а бывает вкусной, но бесполезной и даже вредной! Многое из этой вкусной, но вредной еды продуктов дети очень любят и часто покупают в магазине: сладкая газировка, кириешки, чипсы, сухарики, шоколадные батончики и т.д. Все эти продукты содержат различные химические соединения, которые разрушают наш организм.

Во всех этих продуктах много сахара. А сахар угнетает нервную систему, и мальчики и девочки становятся капризными, несдержанными, плаксивыми, непослушными. К тому же, сахар снижает иммунитет, поэтому те, кто ест много сладкого, часто болеют. Сладкоежки часто страдают ожирением. А еще у любителей сладостей (как худых, так и полных) организму не хватает сил, чтобы бороться с болезнями. Да-да, сахар отнимает у нас силы. И вот почему.

Наша кровь, которая разносит питательные вещества по всему организму, состоит из множества клеточек. Белые кровяные клеточки называют лейкоцитами. Одна такая клетка может разрушить 14 вредных бактерий. Но после того как человек употребит в пищу 6 чайных ложек сахара, лейкоцит может победить только 10 бактерий. При употреблении 12 чайных ложек (столько сахара содержится в лимонаде и других газированных напитках) он может победить всего 6 бактерий, 18 ложек (плитка шоколада) – 2 бактерии. А если съесть более 24 ложек сахара (или полкилограмма печенья), то лейкоцит-защитник победит всего лишь одну бактерию. Белая кровяная клетка бывает «связана» съеденным сахаром на несколько часов, и кровь становится густой и похожей на сироп. Не встречая препятствий, бактерии вызывают заболевания горла, насморк, ушные боли и расстройство желудка.

Кроме сахара, во всех этих вредных для здоровья продуктах имеются вредные добавки, такие как красители, консерванты, ароматизаторы. Многие дети любят чипсы, сухарики, булочки, печенье, пирожные, торты, еду быстрого приготовления. Но в них содержится очень коварный усилитель вкуса — глутамат натрия. Мы привыкаем к вредной пище, в которой он содержится, и потом полезная пища, в которой нет глутамата натрия, кажется нам невкусной. Знаете, чем заканчивается наша любовь к вредным продуктам, таким как леденцы, конфеты, газированные напитки, поп-корн, шоколадные батончики? Не только тем, что портятся наши зубы. Также страдают наши органы: желудок, почки, печень. Начинаются головные боли, наступает усталость. А на коже появляются прыщи и болячки, которые совсем не украшают лицо. Но самое главное — страдает мозг: ухудшается память, внимательность, сообразительность.

Беседа о пользе витаминов

Всем живым существам необходима энергия для того, чтобы двигаться и вообще, чтобы жить. А эту энергию мы получаем из пищи. Пища проходит длинный путь по нашему организму. И начинается он с нашего рта. Когда мы жуём, еда измельчается и перемешивается со слюной. Это очень важно для того, чтобы она потом хорошо переварилась. В животе зубов нет. Поэтому всё, что ты ешь, нужно тщательно пережёвывать во рту.

Ты глотаешь — и пища по пищеводу проходит в желудок. Там она обрабатывается желудочным соком и отправляется в кишечник. Кишечник похож на шланг, по которому двигается переваренная пища. Длина кишечника у человека в три раза больше его роста. Пища проходит по нему за 8 часов. В ходе этого путешествия нужные вещества всасываются в кровь и питают наше тело. А всё, что ненужно, в конце концов, оказывается в туалете.

Как дом строится из кирпичей, так и наше тело строится из питательных веществ, которые мы получаем из пищи. Ещё в еде содержатся совсем маленькие частички — это минералы и витамины. Но маленькие не значит ненужные. Например, от минералов зависит, насколько крепкими у нас будут кости и зубы. А без витаминов люди начинают болеть.

«Витамины, витамины

Детям всем необходимы, –

Говорят везде у нас.

Где же взять нам их сейчас?

Ведь зима идёт, не лето,

Дайте нам совет и в этом!»

Вопрос для обсуждения: «В каких продуктах содержатся знакомые вам витамины?»

Примерные ответы: овощи, фрукты, мясо, рыба, зерновые культуры и т.д.

¾ Витамины А, В, С, Д, Е – так мы называемся. Быть здоровыми всем вам мы помочь стараемся.

¾ Морковка — в ней есть каротин, это будущий витамин А. От него будут хорошее зрение, здоровая кожа. Этот витамин также важен для роста организма.

¾ Витамин С, которого много в лимоне, в шиповнике, защитит нас от простуды, поэтому если не хотите заболеть гриппом, побольше ешьте свежие фрукты и сырые овощи.

¾ Витамины группы В сделают наши нервы крепкими. Этих витаминов много в кашах. Витамин В способствует хорошей работе сердца. Укрепляет организм, дает запас энергии, участвует в процессах кроветворения.

¾ А витамин D защитит нас от рахита, также он укрепляет волосы, ногти, ткани всего тела, костную систему. Побудешь на солнышке, и витамин D вырабатывается. Выработке витамина D помогает также употребление в пищу рыбы, авокадо, брокколи.

¾ Витамин Е, который есть в орехах и растительном масле, восстанавливает все клеточки нашего тела, принимает участие в процессах роста и развития организма. А еще его называют витамином красоты. Если вы будете больше есть такие продукты, где много витаминов Е, то станете красивыми.

¾ Витамин К помогает крови останавливаться, когда мы сильно поранимся. Этого витамина много в зелени — в укропе, петрушке.

Витамины помогают нашему организму. А чтобы все витаминки хорошо действовали в организме, надо больше двигаться и бегать.

Витамин А

Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.

Витамин В

Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.

Витамин С

От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить!

Витамин Е

Витамин Е, мы советуем тебе,
Чтоб и росты, и жил,
Ни о чем не тужил.

 

Разгадывание «вкусных загадок»:

Вильнет хвостом туда – сюда –

И нет ее, и нет следа.

(рыба)

 

Может и разбиться,

Может и свариться,
Если хочешь в птицу
Может превратиться.

(яйцо)

 

- Круглое, румяное,

Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

(яблоко)

 

- Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слез доведу.

(лук)

 

- Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(малина)

 

- Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

(морковь)

 

- Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одежки отдала,
Сотню одежонок сложили мы в бочонок.

(капуста)

- Знают этот фрукт детишки

Любят есть его мартышки

Родом он из жарких стран

В тропиках растет…

(банан)

- Снесли птички синие яички

Развесили по дереву

Скорлупа мяконька

Белок сладенький

А желток костяной.

(слива)

 

- Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа …..

(груша)

 

- Под шершавой кожурой,

Сочный плод хранится мой,

Он зеленый и зернистый,

Нежный, сладкий и мясистый.

Мякоть вкусная моя —

Кладезь витаминов ценных,

Для здоровья драгоценных.

(киви)

- С виду необычен я

— Вместо кожи – чешуя,

Сверху чубчик озорной,

Нравится наряд вам мой?

(ананас)

- Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.

  (сливочное масло)

- Пчелки летом потрудились,
Чтоб зимой мы угостились.
Открывай пошире рот,
Ешь душистый, сладкий...

(мед)

 

- Горит на грядке светофор,
И люди ждать согласны,
Пока зелёный...
Не сделается красным.

(помидор)

 

Самоделка «Правильное питание».

Теперь вы понимаете, как важно питаться правильно. Попробуйте следовать правилам правильного питания, и вы почувствуйте, как ваше здоровье улучшится.

Делим ребят на 4 группы. Каждая группа получает карточки с перечнем разнообразных продуктов питания (Примерный список продуктов: рыба, чипсы, геркулесовая каша, тыква, жирное мясо, подсолнечное масло, торт, морковь, суп, цветная капуста, сыр, шоколадные конфеты, груши, хлеб, капуста, яблоко, пирожные, колбаса, орехи, изюм, шоколад, сливочное масло, кириешки, сок, газированная вода, винегрет, брокколи). Дети выбирают и наклеивают на заранее приготовленный лист.

Защита групповой работы около доски.

 

Задание: Посмотрите на картинку. Саша и Лена собрались пообедать. Помогите им выбрать полезные блюда и продукты.

Вырежьте их и наклейте на стол.

 

 

Итоги занятия.

- Понравилось ли сегодняшнее занятие?

- Что понравилось?

- Что нового узнали на занятии?

- О каких продуктах говорили?

- Какие продукты полезно есть?

- Спасибо за работу! Будьте здоровы!

Литература:

2. Зубарева Наталья «Кишка всему голова. Кожа, вес, иммунитет и счастье – что кроется в извилинах второго мозга», АСТ, 2019

3. https://infourok.ru/klassniy-chas-zdorovoe-pitanie-klass-433624.html

4. https://www.psychologos.ru/articles/view/84025-12-principov-pravilnogo-pitania

5. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/642653/

6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/01/14/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-o-pravilnom

7. https://www.instagram.com/doctor_zubareva/

8. https://www.instagram.com/p/B9i7IIKq9yx/

9. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/03/21/klassnyy-chaszdorovoe-pitanie

10. http://chudostranichki.ru/detyam-o-zdorove/page/7/








































Приложение 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: