Имени М.В. Ломоносова

Проблемы и перспективы развития современного российского общества. Концепты: духовно-нравственное развитие – правовая культура и правовая защита – инновационная креативность. Волгоград. – М.: ООО «Глобус, 2010. – С. 260-263.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. ШМЕЛЕВА

Е.Ю. Шестакова

Северодвинский филиал Поморского государственного университета

имени М.В. Ломоносова

 

Мир русского литературного зарубежья «первой волны» отличается неоднородностью литературных течений, общественных настроений, идей, иначе говоря, «отдельных миров», существовавших в сознании каждого писателя» [1]. Однако среди большого количества «писательских миров» особо заявили о себе те, кто «создавал устойчивое здание русской духовности для своих современников и для своих потомков» [1]. Внутреннее, душевное устремление уйти в творчество, которое осмыслялось в религиозно-философском контексте, характерно для произведений такого писателя русского зарубежья, как И.С. Шмелева.

Теологические взгляды, которые И.С. Шмелев раскрывает в повести «Лето Господне», не вполне согласуются с ортодоксальным православием. Точнее было бы сказать, что писатель в этом произведении показал себя как носитель народного православия, которое он воспринял еще в детстве. По мнению исследователя, «мир романа «Лето Господне» – мир русского бытового православия», а «народный вариант православия впитал христианские и языческие представления», когда «вера в Христа и святых сочеталась с культом природы, светил и растений, умерших предков» [3]. Ваня, герой повести «Лето Господне», воспринимает окружающий мир как живой, одушевленный, способный мыслить и чувствовать, что характерно для языческого мироощущения. Вместе с тем в сознании мальчика одушевление природы соединяется с ее обожествлением: небо такое «чистое, зеленовато-голубое – самое Богородичкино небо», «никнут над ней (иконой Богородицы – Е.Ш.) березы золотыми сердечками, голубое за ними небо», петух, куры, воробьи, голуби, корова, люди – все это «вбирают Ее глаза», мальчику чудится, что «во всех щелях, в дырках между досками, в тихом саду вечернем стелятся петые молитвы, пахнет святым», «березы – святые, божьи, благодать Господня шумит за окнами», в день Радуницы герою видится в тополе «сквозисто-зеленый, живой, будто бы райский свет» [6]. Философ И.А. Ильин писал: «В произведении Шмелева все светится изнутри молитвою» [4]. «Даже черные тараканы освещены своей лампадкой, как бы освящены, превращаясь в чернослив, – уточняет И. Есаулов. – Так они тоже приобщены к самому Лету Господню, занимая там хотя и весьма скромное, но свое место» [2]. Прабабушка Устинья представляется мальчику не реальным человеком, а святой, ее жизнь становится в глазах героя житием, образцом высшей мудрости.

Необходимо отметить, что во многом повествования И.С. Шмелева о детстве («Лето Господне», «Богомолье») являются «воспоминанием о путешествии младенческой души к Истине» [1]. В повести «Лето Господне» писателю важно раскрыть «встречу мироосвящяющего православия с разверстой и отзывчиво-нежной детской душой» [4]. В этом произведении, как и в «Богомолье», И.С. Шмелев «запечатлел воцерковленное бытие», которое «реализуется через мотив пути» и осмысляется автором «как в своем прямом значении, так и в символическом – созидательная духовная деятельность человека на пути познания Бога» [1]. В «Богомолье» мотив пути становится символом, раскрывающим идею о жизненном пути как богомолье, в «Лете Господнем» он осмысляется как внутреннее движение героя к постижению Бога в себе и в окружающем мире: «И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж душа начнется, душу готовить надо, говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться», «Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде», «Прошел по земле Господь и благословил, и будет лето благоприятное», «Какие пушинки нежные, в золотой пыльце – никто не может так сотворить, Бог только. И я заплакал от радости» [6]. Отметим, что в повести И.С. Шмелева «Лето Господне» присутствие Бога, Христа, Богородицы – живое, а не символическое, что свойственно именно православному мироощущению. Иными словами, формирование православного мировосприятия мальчика происходит через осмысление им окружающего мира как духовного, наполненного божественным присутствием.

В повести «Лето Господне» писатель «восстанавливает глубокую, цельную систему семейного воспитания, основанную на святоотеческой православной традиции» [5]. Отец героя, как православный человек, показывает сыну, что дела надо вести честно, без обмана, уважать нанятых работников, награждать их за труд. Сергей Иванович одаривает деньгами своих работников во славу Божию, поступая так в соответствии с устоями своей семьи и традициями, сложившимися на Руси, что способствует познанию Ваней именно православного отношения к людям. Видя уважительное к себе отношение, народ работает на отца Вани «за совесть», прощает его излишнюю вспыльчивость и требовательность. На примере жизни отца мальчик убеждается, что «основа благополучия делового православного человека – нестяжательство, совесть, честный труд, соблюдение православных нравственных традиций» [5]. Кроме того, именно отец приобщает сына к чувству радости и просветления в дни православных праздников, учит его православным обычаям и  традициям: «Великая Суббота. Отец начинает оправлять лампадки. Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: «Воскресение Твое Христе Спасе. Ангели поют на небеси». И я хожу с ним. На душе у меня радостное и тихое, и хочется от чего-то плакать» [6].

Однако наиболее ценный и значительный вклад в процесс православного воспитания мальчика осуществляет старик Горкин, «хранитель священных традиций, воспринятых от прабабки Устиньи», «блюститель души», «человек молитвы и пения» [4]. Как отмечает сам герой, Горкин «совсем святой, и еще плотник, а из плотников много самых больших святых, и Сергий Преподобный был плотником, и святой Иосиф» [6]. Михаил Панкратович принадлежит к числу «пастырей в миру, добровольно радеющих о соблюдении в обществе правил христианской жизни», он относится к «институту мирских духовников», к «полезно дублирующей, поддерживающей русскую православную церковь общественной силе», это «воспитатель без сана, доброволец, стоятель за строгое соблюдение православного календаря и чистоту православного образа жизни» [5]. Горкин «всегда строг к себе, к своей духовной жизни, не может перешагнуть через запрет, продиктованный либо нравственными, либо религиозными принципами», его «внутренний мир – мир глубоко верующего человека» [3]. И такое отношение к православию он передает своему маленькому воспитаннику. Горкин неустанно наставляет Ваню: «Теперь все строго, пост… А ты держись, про душу думай. Такое время, все равно как последние дни пришли», «Стоять надо… Потому, как на Страшном Суду стоишь. И бойся! Потому – их-фимоны», «Завтра вся земля именинница. Потому – Господь ее посетит… Завтра на коленках молиться будем, в землю, о грехах» [6].

Православное мироощущение Вани формируется также через “православное” восприятие времени. Художественное время в повести «Лето Господне» строится как цикл, круг, движется от одного православного праздника к другому, от Радости к Скорбям. Категория времени в произведении И.С. Шмелева включает в себя время православной вечности, поскольку герой осмысляет свою жизнь как движущуюся в соотвествии с событиями христианской истории. Эти события для христианина никогда не заканчиваются, всегда «новые», живые, поэтому повторяются вечно и всегда переживаются как впервые совершающиеся. Так герой И.С. Шмелева проникается православным мироощущением, живя в едином круге, цикле жизни и смерти, радости и скорби.

Таким образом, И.С. Шмелев в своих произведениях о детстве раскрывают систему православных, духовных традиций семейного и духовного воспитания. Герои «Богомолья» и «Лета Господня» с младенчества впитывают святоотеческие православные традиции, в основе которых лежат непреходящие ценности православной нравственности. Направление жизненного пути героев произведений И.С. Шмелева с детских лет задано отцами, наставниками, это путь к Богу, к постижению высших духовных ценностей, к идеалам любви, милосердия, сострадания, доброты. Возрождение традиций святоотеческого воспитания осмыслялось И.С. Шмелевым как главная, насущная задача, так как эти традиции оказались утраченными в годы революционных потрясений.       

Список литературы

1. Бронская Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья (первая половина XX в.): И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, М.А. Осоргин: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Ставрополь: Ставропольский гос. ун-ет, 2001. – 35 с.

2. Есаулов И. Праздники. Радости. Скорби // Новый мир. – 1992. – № 10. –  С. 232–242.

3. Ефимова Е.С. Священное, древнее, вечное. Мифологический мир «Лета Господня» // Литература в школе. – 1992. – № 3. – С. 36–41.

4. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. – М.: Скифы, 1991. – 216 с.

5. Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне» // Литература в школе. – 2000. – № 3. – С. 29–32.

6. Шмелев И.С. Избранное. – М.: Художественная литература, 1989. – 500 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: