Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Социально-психологические методы менеджмента направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов. В основе использования социально-психологических методов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.
Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:
- повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;
-формирование благоприятного социально-психологического климата;
-эффективное использование различных форм морального поощрения;
- воздействие на групповое самосознание коллектива.
Социальное воздействие направлено на коллектив предприятия или его подразделения.
|
|
Психологическое же воздействие индивидуально.
Социальные методы - способы воздействия на социальные интересы персонала:
- социальное исследование;
- социальное нормирование;
- социальное планирование;
- социальное регулирование;
- моральное стимулирование.
Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата:
- комплектование малых групп;
- профессиональный отбор и обучение;
- гуманизация труда;
- психологическое побуждение (формирование мотивов труда).
Социально-психологические методы имеют два уровня применения - коллективный и индивидуальный.
Коллективный уровень - это способы управленческого влияния предприятия на своих сотрудников путем предоставления им определенных социальных благ:
- социальная инфраструктура предприятия;
- условия труда на предприятии;
- условия для повышения образования и профессиональной квалификации;
- сотрудничество администрации с профсоюзами в вопросах отстаивания интересов работников.
Индивидуальный уровень - это способы управленческого воздействия менеджеров на психологию сотрудников. Конкретные методы воздействия, эффективные по отношению к одному человеку, могут быть совершенно неприменимы к другому.
Содержание психологических методов менеджмента включает:
- индивидуальный подход к сотрудникам;
- психологический комфорт каждого сотрудника;
- профессиональный этикет в отношениях между сотрудниками;
- психологический климат в производственном коллективе.
Психологическая обстановка, в которой человек работает: если она эмоционально-конструктивна, от сотрудника можно ожидать высоких профессиональных результатов. Напротив, атмосфера угнетенности, неудовлетворенности сотрудников непременно отрицательно скажется на результатах труда.