Методы и средства обучения

16.1. Методы обучения (МО) - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Бывают общие и частные МО. Общие - те, которые используются при изучении всех или большинства предметов, частные -характерные для одного предмета или группы предметов (работа с картой, препарирование живых организмов и др.).

Прием обучения - это составная часть или сторона метода, т.е. частные понятия по отношению к общему понятию «метод». Один и тот же способ деятельности в одних случаях выступает как самостоятельный метод, в других - как прием обучения (например, беседа). Метод и прием могут меняться  местами. Один и тот же прием может входить в состав различных методов (например, запись на доске, в тетрадях).

16.2. Классификация МО. В дидактике нет общепринятой классификации МО.

Существует разделение МО на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и на методы работы учащихся (упражнение, самостоятельная работа).

Ю.К. Бабанский  на основе целостного подхода к процессу обучения выделил три группы методов:

1)Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные, наглядные, практические;

-индуктивные и дедуктивные;

- репродуктивные и проблемно-поисковые;

- самостоятельной работы и  работы  под  руководством  учителя.

2) Методы стимулирования и мотивации.

3) Методы контроля и самоконтроля в обучении.

 

В.А. Онищук за основу классификации МО предлагает принять дидактические цели и задачи занятий и соответствующие им виды деятельности учителя и учащихся. В соответствии с этим выделяются следующие МО:

- коммуникативный (усвоение готовых знаний);

- познавательный (осмысление и запоминание нового материала);

 - систематизирующий (обобщение и систематизация знаний, умений, навыков);

- контрольный (выявление качества усвоения знаний, умений, навыков и их коррекция).

Наиболее распространенной является классификация по источникам получения знаний, в соответствии с этим выделяют: а) словесные методы (источник - устное или печатное слово), б) наглядные методы (источник - наблюдаемые предметы, явления), в) практические методы (источник- практические действия учащихся).

16.3. Словесные МО: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с учебником и книгой.

При рассмотрении конкретных методов целесообразно остановиться на условиях их эффективного использования.

Рассказ - монологическое повествовательное изложение преимущественно фактического материала.

Объяснение - доказательное изложение преимущественно теоретического материала (истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений).

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.

17.Формы организации обучения.

17.1. Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Формы бывают конкретными (урок, домашняя работа, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, контроль знаний и др.) и общими.

Урок - коллективная форма обучения, который присущи постоянный состав учащихся, жесткие рамки занятий, регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Структура и методика зависят от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя.

Классификация уроков по типам:

- уроки – лекции (монолог учителя на заданную тему, иногда они приобретают характер беседы);

-лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

- уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы, тестирование);

- комбинированные уроки проводятся по любой схеме: повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос;

- освоение нового материала; на этом этапе новый материал излагается учителем либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой;

- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего-решение задач по новому материалу);

- выдача домашнего задания.

В последние годы в пенитенциарных школах стали популярны уроки-проповеди. Эта форма оправдывает себя и в обычной  общеобразовательной школе на занятиях по экономике, технологии, экологии девизы проповеди: «Будь  бережлив!», «Люби детей!», «Будь  хозяином  Земли!». Думается, что со временем этот перечень значительно возрастет.

17.2. Домашняя работа – форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа – олимпиады, кружки - должна способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Лабораторные занятия - самостоятельная практическая работа учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний. На лабораторных занятиях учащиеся не только получают знания, но и приобретают практические умения и навыки.

 Факультативные занятия проводятся в дополнение к обязательным учебным занятиям, с целью углубления знаний учащихся по отдельным предметам и развития их творческого потенциала, по выбору самих учащихся. Часто педагоги  на практике  используют факультативы для работы с отстающими учениками.

Формы внеклассной учебной работы - предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы проводятся вне расписания обязательных учебных занятий; для удовлетворения познавательных и творческих интересов учащихся. К формам внеклассной учебной работы относят также консультации и домашнюю работу учащихся.

17.3. Широко распространенным в дидактике является термин «приемы обучения». Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Пример - в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков.

17.4. Экскурсия - такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают (закрепляют) знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. С точки зрения содержания учебного материала можно выделить: производственные экскурсии (физика, химия), естественнонаучные (ботаника, зоология, география), историко-литературные, краеведческие. Исходя из дидактических целей выделяются два типа экскурсий: для изучения нового материала и для закрепления материала, изученного в классе. Основной метод работы школьников на экскурсии - наблюдение.

При подготовке и проведении экскурсии учитель должен: четко определить цель экскурсии, выбрать объект изучения; поставить перед учащимися конкретные вопросы, на которые они должны обратить внимание. Работа заканчивается подведением итогов экскурсии, обобщением материала (сочинение, конференция, выставка).

17.5. Домашняя учебная работа (ДР) - форма самостоятельной работы учащихся, организуется учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового материала, иногда для самостоятельного решения познавательных задач.

Выполнение ДР протекает без непосредственного руководства со стороны учителя. Однако вместе с уроком учитель программирует назначение, характер, роль домашних заданий в изучении учебного материала. Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на уроке. Необходимо разъяснить материал, задаваемый на дом; учащиеся должны ясно представлять, что и как они должны сделать дома. Учитель обращает внимание учащихся на конкретные приёмы выполнения работы и анализирует их. Если ДР отличается от работы, выполняемой в школе, учитель должен на конкретном примере разобрать способы его выполнения. Для старшеклассников, имеющих опыт самостоятельной работы, можно дать общий инструктаж перед темой с указанием вариантов работы, возможных затруднений, списка обязательной и дополнительной литературы и т.д. Успех ДР школьника зависит от ее отношения к учебе, наличия познавательного интереса, чувства долга и ответственности, педагогического руководства и контроля со стороны учителей и родителей, соблюдения дидактических принципов обучения.

Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельного познания, что требует умения отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, определить степень готовности к уроку, рационально спланировать время (необходимо готовиться по четырём-шести предметам).

Особенность ДР заключается в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем работа в классе. Учитель может предоставить ученику право выбора содержания работы, способов выполнения, объема (задания практические, письменные, устные, обязательные, по желанию, по выбору, с дополнительной литературой, с использованием межпредметных связей, индивидуальные, групповые и т.д.).

В ДР наряду с репродуктивной работой большое место должна занимать творческая работа (познавательные задачи, сочинения и т.д.). Объем, содержание и сложность домашнего задания должны быть обоснованы, не допускать перегрузки школьников домашним заданиями. Учащиеся 1 класса должны затрачивать на домашнюю работу не более одного часа, старшеклассники - около четырёх часов. Однако в реальной практике учащиеся тратят на выполнение домашнего задания гораздо больше времени.

Проверка и оценка выполнения домашнего задания осуществляются учителем на уроке (в ходе опроса, самостоятельной работы, решения задач и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: