Типология образовательных учреждений. Авторские школы

19.1. Тип образовательного учреждения (ОУ) определяется согласно Закону  "Об образовании РФ", который предусматривает два типа образовательных программ, создаваемых на основе образовательных стандартов: общеобразовательные и профессиональные. В соответствии с этим выделяются, прежде всего, два типа ОУ: общеобразовательные и профессиональные.

19.2. Общеобразовательные программы решают задачи формирования общей культуры личности, способствуют адаптации человека в обществе.

Дошкольное образование осуществляется в детских садах или в семье (с 3 до 6-7 лет).

  Начальное образование (1—4 классы) дети получают в начальной школе или в 1 -4 классах основной или средней школы (с 6 до 10 11 лет).

  Основное образование (5-9 классы), являющееся, согласно Закону "Об образовании", обязательным для каждого человека в нашей стране, осуществляется в основной школе или в 5-9 классах средней школы (с 11 до 15 лет ).

 Общее среднее образование можно получить в 10-11 классах средних школ (с 15 до 17 лет), а также в некоторых профессиональных учебных заведениях (ПУ, техникумах и др.), в которые учащиеся принимаются на базе основного образования (в них общее среднее образование они получают

параллельно с профессиональным).

Общее образование может осуществляться также в ОУ элитарного типа для детей, обнаруживших особые способности в обучении (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов и др.).

В ряде случаев общее образование дети получают в специальных ОУ: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домах, школах-интернатах), а также в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с отклонениями в развитии.

19.3. Профессиональные программы решают задачи получения профессионального образования, а также повышения квалификации.

Начальное профессиональное образование можно получить в течение 1-3 лет в профессиональных училищах или на предприятиях, где с этой целью создаются учебно-производственные комбинаты.

Среднее профессиональное образование осуществляется в техникумах, высших профессиональных училищах (колледжах) в течение 2—А лет. Высшее профессиональное образование получают в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах) в течение 4-6 лет.

Существует послевузовское профессиональное образование (аспирантура, ординатура). Обучение в них длится 1-4 года. Такое образование можно получить в высших учебных заведениях или в научно-исследовательских институтах.

К профессиональному образованию следует отнести также повышение квалификации кадров. Оно осуществляется в специальных учреждениях (например, в институтах повышения квалификации работников образования, институтах развития образования и др.), а также в высших учебных заведениях.

Существуют дополнительные образовательные программы,

позволяющие человеку получить дополнительную профессию, развить свои творческие способности, удовлетворить потребности в досуговой деятельности. Дополнительное образование (платное или бесплатное) может осуществляться в общеобразовательных и профессиональных структурах. Кроме того, существуют специальные ОУ дополнительного образования (например, Центр внешкольной работы, Центр работы с детьми и юношеством, комната школьника и др.).

19.5. Согласно Закону "Об образовании РФ" учредителями ОУ могут выступать органы государственной власти, местного самоуправления, а также предприятия, учреждения всех форм собственности, общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ, граждане России и зарубежных государств.

19.6. В последние годы распространенным стало понятие "Авторская школа". Появление авторских школ связано с демократизацией общественной жизни в стране, развитием инновационных процессов в образовании. "Авторами" таких школ являются их педагогические коллективы, инициаторами их создания чаще всего выступают директора. Не случайно, что обычно названия таких школ связывают с именами их руководителей (школа-лаборатория № 825 г. Москвы В.А. Караковского, средняя школа № 109 г. Москвы Е.А. Ямбурга, Сахновская средняя школа Черкасской области (Украина) А.А. Захаренко и др.). Нельзя не сказать, что авторские школы существовали всегда, и мы знаем учреждения А.С. Макаренко, школу им. Ф.И. Достоевского ("Республику ШКИД") В.Н. Сорока-Росинского, Павлышскую среднюю школу В.А. Сухомлинского. В каждой авторской школе  создана своя оригинальная педагогическая модель, успешно реализуемая в учебно-воспитательном процессе. Заметим, что авторские школы являются, как правило, центрами распространения новаторского опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: