Инновационные процессы в образовании

18.1. Общественно-педагогическое движение в нашей стране в 80-90-е годы XX века обусловило реформу образования и связанную с ней массовую инновационную деятельность педагогов. Эта деятельность должна поддерживать, прежде всего, становление демократической школы, в которой обеспечивается защита учащихся от некачественных образовательных услуг на основе разработки образовательных стандартов, создаются условия для развития творческого потенциала каждого ученика, увеличивается степень открытости школы для всех заинтересованных лип, общества в целом.

Инновационный процесс, включает в себя: инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

 18.2. В переводе с латинского "инновация"  означает возобновление, изменение, обновление.  Т.И. Шамова определяет педагогическую инновацию как содержательную сторону инновационного процесса, как идею и технологию ее реализации. Например, педагогическая идея дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии, предусматривает следующие технологии ее реализации:

- предоставление учебников и другого печатного материала;

- пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

- дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

- видеозаписи;

- трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным и радиостанциям; кабельное телевидение; голосовая почта; двусторонние видео-телеконференции; односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону. Французский ученый Э. Брансуик  выделяет три возможных вида педагогических инноваций (или новшеств):

1) образовательные идеи и действия, полностью новые и ранее неизвестные. Таких полностью новых и оригинальных идей очень мало. В качестве примера можно привести появившуюся в XX веке, заочную форму организации обучения;

2 ) адаптированные, расширенные или переоформленные  идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде и в определенный период времени. Их существует самое большое количество. Например, коммунарская методика А.С. Макаренко была адаптирована к новым условиям И.П. Ивановым в виде методики коллективных творческих дел, затем последняя, в свою очередь, была переоформлена В.А. Караковским  в методику ключевых комплексных дел. Рассматриваемая выше идея

дистанционного обучения расширила возможности существовавшей системы заочного обучения;

3) идеи, возникающие в ситуации, в которой в связи с повторной постановкой целей в измененных условиях оживают некоторые ранее существовавшие действия, поскольку новые условия гарантируют их успех. Примером этого может служить такая инновация, как разноуровневое обучение, которое предполагает распределение учащихся по потокам в соответствии с общим уровнем их интеллектуальных способностей (продвинутый, средний и низкий уровни, определяемые с помощью специальных тестов или в ходе начального периода обучения,  по итогам успеваемости). Перед учениками, обучающимися на более высоком уровне, ставятся более сложные учебные цели, чем перед теми, кто обучается на низком уровне. В начале XX века эта форма организации обучения в Европе уже имела место в виде   Мангеймской формы.

18.3. Нововведение — это процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое с помощью использования инноваций. Этот переход предполагает и управление этим процессом. Временные рамки перехода в новое состояние зависят от целого ряда факторов - наличия кадров, финансов, материальной базы, исходного состояния системы и т.д.

18.4. В начале 90-х годов XX века в России была создана Ассоциация инновационных школ и центров (президент АН. Тубельский), которая признает инновационным образовательное учреждение (школу, дошкольное или внешкольное и т.д.), в своей деятельности содержащее следующие черты:

а) разрабатывается и реализуется иная, чем в массовой школе, модель устройства жизни ребенка;

б) разрабатывается принципиально отличное от традиционного содержание образования, включая освоение умений и средств самосознания, саморегуляции, самообразования, самоопределения;

в) ведется поиск другого содержания труда педагога, апробируются новые средства и способы его работы, направленные на развитие творческих черт личности учителя, личной ответственности за содержание и результаты своего труда.

Примером инновационных образовательных учреждений могут служить авторские школы (А.Н. Тубельского    Москва, № 734;

В.А. Караковского - Москва, № 825; ЕЯ. Ямбурга - Москва, школа-лицей №109; М.П. Щетинина - станица Азовская Краснодарскою края, Центр комплексного формирования детей и подростков; СЮ. Курганова - Красноярск, школа диалога культур №6); лицеи, гимназии, колледжи, частные школы (ярославская школа-банк, ярославская Вальдорфская  школа-сад, московская свободная вальдорфская школа, московская англо-американская школа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: