Меры социальной поддержки семьям с детьми

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества.

Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:

1. Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей.

2. Натуральные выдачи семьям, имеющим детей.

3. Различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.).

4.Социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает основные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

- пособие по беременности и родам - выплачивается за период отпуска по беременности и родам (декретного отпуска) в размере от среднего заработка, 300 рублей женщинам уволенным в связи с ликвидацией, стипендии, денежного довольствия;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) - 300 рублей;

- единовременное пособие при рождении ребенка – 8 000 рублей;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми; 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам);

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью составляет - 8 000 рублей. В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву составляет - 14 000 рублей;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 6 000 рублей на каждого ребенка военнослужащего, проходившего военную службу по призыву.

Выплата этих пособий производится за счет:федерального бюджета, бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджеты, внебюджетные источники.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» рассчитан на малообеспеченные семьи и одиноко проживающих граждан. Согласно этому закону, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов у соответствующих социально-демографических групп населения. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Социальная помощь назначается на основании письменного заявления гражданина в письменной форме или от имени своей семьи в органы социальной защиты по месту жительству или пребывания, в котором заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах, принадлежащему ему (его семье) имуществу. Эти сведения могут подвергнуться проверке со стороны органа социальной защиты населения.

Размер государственной социальной помощи определяется государственными властями субъекта Российской Федерации. Социальная помощь оказывается как в виде денежных выплат (социальные трансферты), так и в виде натуральной помощи.

Особенностью формы государственной поддержки семьям, имеющим детей, является право на льготу, компенсацию или субсидию только определенных категорий семей с детьми и граждан, первоочередность их предоставления определенным категориям и предоставление бесплатно или за половину стоимости, что создает для этих категорий населения определенные льготы и привилегии. К этой форме государственной поддержки семей с детьми относятся:

· трудовые гарантии и льготы;

· льготы в области пенсионного обеспечения для женщин;

· транспортные льготы для семей и детей;

· субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;

· безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья, а также бесплатное обеспечение жилой площадью;

· льготы по приему и содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;

· права и льготы в области охраны здоровья семей;

· налоговые льготы (либо освобождение от налогообложения определенных видов доходов, либо стандартные налоговые вычеты).

Социальное обслуживание различных категорий населенияустановлено в соответствии с Федеральным законом от 28.12.13 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В соответствии с указанным Законом предусмотрены такие формы социального обслуживания, как материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, консультативная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, реабилитационные услуги инвалидам. Особенностью социального обслуживания как самостоятельной формы социальной помощи населению, в том числе семьям, имеющим детей, является то, что все указанные виды социальной помощи населению оказываются специализированными учреждениями социального обслуживания населения и за исключением материальной помощи представляют собой социальные услуги. Социальное обслуживание включает: материальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; консультативную помощь клиентам государственных учреждений социального обслуживания населения; социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях; временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания; дневное пребывание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Социальное обслуживание населения государственными учреждениями социального обслуживания - это относительно новая форма социальной помощи населению. Начало ее формирования как целостной системы связано с процессами современной социально-экономической трансформации России, хотя государственные интернатные учреждения для детей, престарелых и инвалидов существуют уже давно, а первые центры дневного пребывания и социальные приюты для детей и взрослых появились еще в 80-е годы.

В 90-е годы в Российской Федерации государством создана новая социальная отрасль реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что является несомненным достижением.

Множество острых социальных проблем, стоящих перед семьей, определяют спектр направлений деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении назревших, безотлагательных проблем семьи и детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказывать действенную и комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций. В России много центов, которые предоставляют услуги помощи семье. Например: в Республике Крым: Работа Центра социальной помощи семье и детям г. Севастополя основана на адресности социальных услуг, приоритетности оказания социальной помощи детям и семьям, находящимся в сложной жизненной ситуации, профилактической направленности социальной работы с семьей и детьми, укреплении и развитии детско-родительских отношений, укреплении семьи, решении проблем в приемных семьях.

В рамках полномочий субъекта Российской Федерации на территории Республике Крым также установлены государственные гарантии семьям, имеющим детей, в частности:

Порядок выплаты ежемесячного пособия на принятого на воспитание в семью ребенка определяется Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23декабря

2014 года № 588 «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка». Согласно п. 2 Порядка усыновителю, опекуну (попечителю) назначается и выплачивается ежемесячное пособие на каждого усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет. При этом пособие выплачивается только в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Республике Крым. Для получения пособия необходимо обратиться с заявлением в орган социальной защиты населения по месту жительства усыновителя, опекуна (попечителя), с которым проживает ребенок (п. 5). К заявлению прикрепляются следующие документы: паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя и подтверждающий его место жительства на территории Республики Крым; справка о составе семьи; документ, подтверждающий совместное проживание усыновителя, опекуна (попечителя) с ребенком;

документ, подтверждающий место жительства второго усыновителя (при наличии); свидетельство о рождении ребенка; справка с места учебы, подтверждающая факт обучения ребенка старше 18 лет в образовательной организации; трудовые книжки (их копии) родителей ребенка или другие документы с места работы; документы, подтверждающие доходы семьи за три месяца, предшествующие месяцу обращения, реквизиты банковского счета для перевода денежных средств (п. 7). При личной подаче заявления документы подаются в оригиналах, при подаче по почте – в заверенных надлежащим образом копиях. Решение о выплате принимается в течение 10 дней после дня подачи заявления (п. 11). Пособие назначается с 1 числа месяца обращения за его получением (п. 17) на срок не более 24 месяцев (п. 18). По истечении срока выплат заявитель вправе повторно обратиться за выплатой пособия.

Пособие малообеспеченным семьям

Государственная социальная помощь в виде социального пособия (далее – пособие) назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.

Пособие назначается в случае, если член малоимущей семьи (малоимущий одиноко проживающий гражданин) трудоспособного возраста, неработающий и не зарегистрированный в органе занятости в качестве безработного на день обращения за пособием:

осуществляет уход за инвалидом I группы либо престарелым, достигшим 80 лет, лицом, нуждающимся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе и получающим ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

осуществляет уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста или за ребенком, который требует ухода в течение времени, определенного в медицинском заключении врачебно-консультативной комиссии, но не более чем до достижения им шестилетнего возраста;

является беременной женщиной;

является женщиной, воспитывающей троих и более детей в возрасте до 16 лет;

является получателем любого вида пенсии независимо от возраста, трудоспособности и ведомства, в котором назначена пенсия.

Пособие не назначается в случае, когда:

члены малоимущей семьи (малоимущий одиноко проживающий гражданин) трудоспособного возраста не работают(ет), не служат(ит), не учатся(ится) по очной форме обучения в образовательной организации независимо от её организационно-правовой формы, типа и вида в течение трех месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за назначением пособия (кроме лиц, которые в установленном порядке признаны безработными и по информации органов занятости не нарушают законодательство о занятости относительно своего трудоустройства)

Размер пособия не может превышать разницу между прожиточным минимумом малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина, установленным в Республике Крым для соответствующей социально-демографической группы населения, и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина.

Если разница между прожиточным минимумом малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина и среднемесячным доходом семьи или одиноко проживающего гражданина не превышает или равна 500 рублям, то размер пособия, устанавливается в размере названной разницы.

Если разница между прожиточным минимумом малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина и среднемесячным доходом семьи или одиноко проживающего гражданина превышает 500 рублей, то размер пособия устанавливается в размере 60% от названной разницы, но не менее 500 рублей.

Размер пособия не может превышать 3 000 рублей в месяц.

Государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается на период, не превышающий трех месяцев.

Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которым назначено пособие, вправе вновь обратиться с заявлением о назначении пособия по истечении шести месяцев со дня подачи предыдущего заявления о назначении пособия.

Для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы:

копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым;

справка с места жительства заявителя о составе семьи;

документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период.

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Пособие назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания в Республике Крым малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Основание: Законом Республики Крым от 27.11.2014 №10-ЗРК/201 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 г. №587 «Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия»

 

Малоимущие семьи

Российское законодательство предусматривает предоставление помощи семьям, которые по разным причинам находятся в сложном материальном положении. Такая помощь предполагает предоставление льгот и выплату пособий многодетным семьям, одиноким матерям и отцам, семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. Кроме того, на государственную поддержку может претендовать любая семья, если она является малоимущей. Малоимущей считается семья, среднедушевой доход которой ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе.

Обязательным условием является тот факт, что в сложное материальное положение такая семья попала по независящим от нее обстоятельствам. Таким образом, из категории малоимущих автоматически исключаются семьи, в которых трудоспособные родители не работают из-за злоупотребления алкоголем, не пытаются найти работу и т.п. Для расчета дохода семьи необходимо определить сумму всех денежных и натуральных доходов членов семьи за три месяца, предшествующие обращению за социальной помощью.

Учитывается не только заработная плата членов семьи, но и социальные выплаты, пособия, доходы от имущества (например, от сдачи внаем квартиры), авторские вознаграждения, доходы по акциям и т.д. Полученную сумму нужно вначале разделить на три (количество расчетных месяцев), а затем на количество членов семьи. Если полученный результат ниже уровня прожиточного минимума по региону, то семья считается малоимущей. Социальная помощь может выражаться в денежных выплатах (социальные пособия, субсидии и др.) или в натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Кроме того, для малоимущих семей предусмотрено право на получение повышенных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, некоторые налоговые льготы, право на бесплатную юридическую помощь.

Следует отметить, что малоимущие семьи не утрачивают прав, присущих всем семьям с детьми. Поэтому они могут рассчитывать на получение единовременных выплат и ежемесячных пособий, связанных с беременностью, рождением и воспитанием детей, средств материнского капитала, а также компенсаций на оплату детских садов. Малоимущие семьи могут получать материальную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне..

Жилищный кодекс РФ устанавливает право некоторых категорий граждан на получение помощи государства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Малоимущим семьям предоставляется налоговая льгота в отношении тех сумм, которые они получают от государства. В частности, освобождаются от обложения НДФЛ, единовременные выплаты которые малоимущие граждане получают в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Следует подчеркнуть, что эта льгота распространяется только на помощь, получаемую в соответствии с программами, которые ежегодно утверждаются соответствующими госорганами (абз. 5 п. 8 ст. 217 НК РФ)..

Дети из малоимущих семей получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Они имеют право быть принятыми вне конкурса в государственные и муниципальные вузы. Какое предназначено государственное социальное пособие до 18 лет для малообеспеченных семей:

· Компенсация проезда в общественном транспорте. Она выплачивается только при условии, что ребенок вынужден ездить в школу на общественном транспорте по причине нехватки мест в учреждении, находящимся рядом с домом. Размер выплаты зависит от города проживания. В среднем, выделяется каждый месяц от 100 до 500 рублей.

· Пособие на школьную форму. Величина определяется региональными властями. Например, в Санкт-Петербурге в 2018-2019 гг. оно составляет чуть больше 4 тыс. рублей.

· Стипендия. Студенты ВУЗов очной формы обучения получают 2010 рублей. Если ребенок получает среднее профессиональное образование, то его стипендия составит 730 рублей.

Также на региональном уровне дети могут получать следующие виды помощи: бесплатное питание в школьных столовых, учебники, бесплатное посещение музеев, компенсации за лекарства и пр.

Однако при этом должно быть соблюдено несколько дополнительных условий:

в семье есть только один родитель, и он является инвалидом I группы;

ребенок, поступающий в вуз, не достиг 20 лет;

вступительные испытания пройдены успешно. Испытание считается пройденным успешно, если поступающий наберет заранее установленное минимальное количество.

Данные, предоставляемые для получения социальной помощи:

о составе семьи (подтверждаются свидетельством о рождении ребенка, свидетельством о браке);

о доходах (подтверждаются справками о зарплате, стипендии, пособиях, пенсиях и т.д.);

об имуществе, которое находится в собственности у семьи (подтверждаются свидетельством о госрегистрации права собственности в отношении недвижимости. Для движимого имущества, как правило, специальных документов нет);

о получении госпомощи в виде предоставления социальных услуг.

Право на это имеет ограниченный круг лиц, например инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны и др. лица.

Социальное сиротство

Сиротство как социально-политическая проблема актуализируется в конкретно-исторических условиях, при определенных экономических и политических предпосылках. Масштаб сиротства в современной России, границы и характер его воздействия на социальную сферу общества, позволяют утверждать, что сегодня это национальная проблема, решение которой лежит на стыке семейной и социальной политики. Проблема эффективности социально-политических механизмов регулирования проблем детства решается в плоскости взаимодействия и перекрестных интересов разнообразных сил общества: государственной власти разных уровней, науки, СМИ, общественных организаций, коммерческих структур. Властные структуры выступают координирующим и контролирующим началом в этом процессе через институт социальной политики.

Проблема сиротства была включена в сферу научных и практических интересов относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке [18].

Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот увеличилось на 70% [20].

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т.д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью.

Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в

состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности и становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости детей-сирот [30].

Усилия профессиональных работников, практически решающих проблемы семьи и детей и обеспечивающих выживание сирот, нуждаются в подкреплении соответствующими мерами социальной политики. Задача общества в этой ситуации – интегрировать детей в общество, дать жизненно необходимые навыки, которые облегчат процесс социализации.

Для максимального приближения к данной цели в детских домах функционируют службы социальной и психологической помощи. Социальная работа в данном учреждении проводится в следующих направлениях:

– организация медико-психолого-педагогической комиссии при участии специалистов детского дома, для разработки дальнейшего плана работы с ребенком;

– оформление пенсий;

– взыскание алиментов с родителей «отказных» детей, по решению суда;

– решение вопросов по закреплению жилой площади;

– определение статуса ребенка;

– организация посещений детей родственниками и другими взрослыми, с возможным последующим посещением ребенком семьи под контролем специалиста.

Воспитательная работа

Воспитательная работа в дошкольной группе проводится в следующих направлениях:

– занятия по лепке, аппликации, рисованию;

– изготовление поделок из природного материала, оригами;

– игры на свежем воздухе («Ветер-ветер», «Догони меня», «Мой веселый звонкий мяч», «Подбрось и поймай», «Найди, где спрятано» и т.д.);

– хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в групповой комнате, стирка мелких вещей, мытье игрушек, подготовка столов к приему пищи и т.д.);

– наблюдения в природе (различение деревьев, овощей и фруктов, экскурсии в парк, наблюдение за птицами и насекомыми);

– труд в природе (уборка участка от опавших листьев, перекопка песка в песочнице, сбор плодов деревьев для ручного труда, уход за комнатными растениями и т.д.);

– воспитание культурно-гигиенических навыков (привлечение внимания детей к внешнему виду, обучение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, пользование зубной щеткой, индивидуальной расческой, носовым платком и т.д.);

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Принят Государственной Думой 4 декабря 1996 года. Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;

организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;

дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.

3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: